4.2. Экологическая безопасность
Экологическое сопровождение эксплуатации современного предприятия представляет собой достаточно сложный и непрерывный процесс, который связан с его производственной деятельностью и осуществляется коллективом специалистов под руководством главного инженера или главного технолога. Главным и наиболее эффективным природоохранным мероприятием является экологическое нормирование.
Экологическое нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, как вид экологического сопровождения деятельности предприятия, заключается в разработке и согласовании проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу и получении разрешения на выброс. Проект может разрабатываться как персоналом самого предприятия, так и с привлечением специализированных организаций, занимающихся экологическим нормированием.
Суть данного этапа экологического сопровождения состоит в:
– установлении нормативов ПДВ ЗВ в атмосферу для действующего предприятия на основе анализа технологии производства, инвентаризации источников образования ЗВ и источников их выброса в атмосферу;
– обосновании выбора атмосфероохранных мероприятий, обеспечивающих достижение установленных нормативов.
Цель нормирования – государственное регулирование выбросов в атмосферу, стимулирование предприятия к снижению объемов и токсичности ЗВ, выбрасываемых в атмосферу, и создание условий для поддержания качества атмосферного воздуха в районе расположения объекта на нормативном уровне.
Нормативы ПДВ вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу и ВСВ (лимиты) устанавливаются территориальными органами МПР РФ для каждого стационарного источника выбросов и производства в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов. Разрешение и условия согласования проекта нормативов ПДВ являются неотъемлемыми частями утверждаемого проекта.
Разработанные нормативы и лимиты используются для расчета и взимания экологических платежей, связанных с загрязнением атмосферы, для наложения штрафов и предъявления исков о возмещении ущерба при нарушении природоохранного законодательства, оценки эффективности атмосфероохранных мероприятий.
Нормирование деятельности предприятия при данном виде экологического сопровождения заключается в разработке и согласовании проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих в водные объекты и получении разрешения на сброс.
Экологическое нормирование в сфере обращения с отходами, как вид экологического сопровождения деятельности предприятия, заключается в разработке и согласовании проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) и получении разрешения на размещение отходов. Суть его состоит в:
– установлении норматива образования отходов для действующего предприятия на основе анализа технологии производства и источников образования отходов;
– формировании лимитов размещения отходов;
– выборе и обосновании методов обращения с отходами, обеспечивающих достижение установленных нормативов образования и лимитов размещения.
Цель нормирования государственное регулирование процессов обращения с отходами, стимулирование предприятия к снижению их объемов и экологической опасности, соблюдению условий и способов их размещения, ресурсосбережению, утилизации отходов, созданию малоотходных технологий, использованию отходов в качестве вторичных материальных ресурсов.
Нормативы образования отходов классифицируются по степени укрупнения номенклатуры продукции, при производстве которой образуются отходы, на индивидуальные и групповые; в зависимости от сферы применения нормативов – на отраслевые и на уровне предприятия; по периоду действия нормативов – на годовые и перспективные.
Для выполнения требований природоохранного законодательства по соблюдению экологической безопасности работ при нефтедобыче необходимо проведение экологической экспертизы предполагаемой деятельности. Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой по защите минеральных и живых ресурсов и проводится специально уполномоченными на то федеральными органами по охране окружающей среды и природных ресурсов. Предметом государственной экологической экспертизы должны быть проекты федеральных программ и планов, предплановая, пред проектная и проектная документация, относящиеся к региональному геологическому изучению месторождения, поиску, разведке и разработке минеральных ресурсов.
Поддержание окружающей среды в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду и природные ресурсы, а также других требований и мер, установленных законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды. Порядок разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду и природные ресурсы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом запрещается захоронение отходов и других материалов, а также сброс вредных веществ. Однако, не считается захоронением отходов, удаление отходов и других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации установок и сооружений и не превышающих предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду и природные ресурсы. Одновременно, сброс вредных веществ не включает выброс вредных веществ, происходящий непосредственно вследствие разведки, разработки и связанных с ними процессов обработки минеральных ресурсов. Деятельность по обращению с отходами в значительной степени регулируется федеральным законом «Об отходах производства и потребления».
Законом определена необходимость лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами (отходы бурения и нефтедобычи в определенной своей части относятся к опасным отходам).
Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с установленными критериями.
Организуется и осуществляется на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации, государственный контроль и надзор за деятельностью в области обращения с отходами. К полномочиям Федерации отнесены установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами, а также организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами.
Закон предписывает составление паспорта на опасные отходы. Такой паспорт составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности.
Список использованных источников
-
РД 153 – 39.4 – 056 – 00 Правила технической эксплуатации Магистральных Нефтепроводов
-
Березин В.Л. и др. Капитальный ремонт магистральных трубопроводов. – М.: Недра, 1978. 274 с.
-
Васильев Г.Г., Коробков Г.Е., Коршак А.А., – Трубопроводный транспорт нефти .: Учеб. Для вузов: В 2 т. – М.: ООО «Недра–Бизнесцентр» 2002. – Т.1. – 407 с.: ил.
-
Вайншток С.М., Новоселов В.В., Шаммазов А.М., Трубопроводный транспорт нефти .: Учеб. Для вузов: В 2 т. – М.: ООО «Недра – Бизнесцентр» 2004. – Т.2 – 621 с.: ил.
-
Галеев В. Б., Карпачев М. З., Харламенко В. И., – Магистральные Нефтепродуктопроводы «Недра», 1976. 358 с.
-
Зимин Е. Н., Преображенский В. И., – «Электрооборудование промышленных предприятий и установок»;
-
Зайцев Л. А., – Регулирование режимов работы магистральных нефтепроводов. М., Недра, 1982, 240 с.
-
Петров В.Е. Машинист технологических насосных на нефтеперекачивающих станциях. – М.: Недра, 1986. – 220с.
-
Панарин В. В., Зайцев Л. А., – Автоматизированные систему управления в трубопроводном транспорта нефти, М.: Недра, 1986, 255 с.
-
Тугунов П. И., Новоселов В. Ф., – Типовые расчеты при проектировании и эксплуатации нефтебаз и нефтепроводов. Учебное пособие для ВУЗов. – Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2002. – 658 с.
-
Харламенко В.И., Голуб М.В. – Эксплуатация насосов магистральных нефтепродуктопроводов «Недра», 1978. 231 с.
-
Шаммазов А. М., Мугаллимов Ф.М., Нефедова Н.Ф., – Подводные переходы магистральных нефтепроводов. – М.: ООО «Недра – Бизнесцентр», 2000. – 237с.
- 1 Технологическая часть
- 1.1 Характеристика нпс и мт
- 1.4 Генплан
- 1.5 Магистральные насосы, применяемые на нпс
- 1.7 Эксплуатация насосов
- 1.8 Помпаж в насосах
- 2 Расчетная часть
- 2.2 Подбор насосов и пересчет характеристик [10.103]
- 3 Экономическая часть
- 4. Охрана труда и экологическая безопасность
- 4.1 Охрана труда
- 4.2. Экологическая безопасность