8.1.1 Вода, как охлаждающая жидкость
Вода обладает наибольшей охлаждающей способностью, имеет самую высокую теплоёмкость, большую теплопроводность, небольшую вязкость, большую теплоту испарения.
Однако вода обладает и существенными недостатками. При 0 0С она замерзает со значительным увеличением объёма (до 10 %). Это вызывает разрушение (размораживание) системы охлаждения при отрицательных температурах. Вода имеет сравнительно низкую температуру кипения, поэтому её рабочая температура не должна превышать 90 0С. Растворённые в воде соли образуют в системе охлаждения двигателей отложения (накипь). При отложении накипи нарушается тепловой режим двигателей, увеличивается расход топлива и масла.
Вода в зависимости от содержания растворённых в ней солей может быть мягкой, средней жёсткости или жёсткой. Различают общую, карбонатную (временную) и некарбонатную (постоянную) жесткость. Общей жёсткостью воды называют суммарное содержание в ней кальция и магния. Жёсткость воды измеряют в миллиграмм-эквивалентах (мг-зкв). Один мг-экв жёсткости соответствует содержанию 20,04 мг/л кальция (Са++) или 12,16 мг/л магния (Мg++). Карбонатная жёсткость зависит от количества растворённых в воде двууглекислых солей Са и Мg. Эти соли при температуре выше 80 - 85 0С разлагаются и выпадают в осадок в виде накипи и шлака. Некарбонатная жёсткость зависит от количества растворённых в воде солей хлористых, сернокислых и кремнекислых. Эти соли при кипячении воды в осадок не выпадают, если их концентрация не превышает предела насыщения.
Жесткость воды ориентировочно может быть определена без специального оборудования по пенообразованию при намыливании рук мылом: в мягкой воде пена устойчивая, а в жёсткой воде пена быстро гаснет и на руках остаётся сальный осадок.
Для уменьшения образования накипи в системе охлаждения предпочтительно применять атмосферную (дождевую, снеговую) воду, которая является мягкой. Поверхностные и грунтовые воды рекомендуется кипятить перед заливом в систему или добавлять к ним антинакипины, например, хромпик (двуххромовокислый калий). В большинстве случаев жёсткую воду перед употреблением обрабатывают реагентами: тринатрийфосфатом, кальцинированной содой и др. Основные способы предупреждения образования накипи приведены в таблице 8.1.
Таблица 8.1 - Способы предупреждения образования накипи
-
Операция
Реактивы и их действие
Порядок применения
Введение антина-кипинов
Хромпик К2Сг2О7 или нитрат аммония NН4NО3 переводит соли накипи в растворимое состояние
Готовят концентрат: 100 г реактива на 1 л воды. На 1 л среднежесткой воды берут 30-50 мл концентрата; для жесткой 100 - 130 мл. При помутнении воды в системе охлаждения воду меняют
Умягчение воды
Гексамет (NаРО3)6 удерживает соли накипи во взвешенном состоянии
Добавляют в среднежесткую воду 0,2, а в жесткую - 0,3 г/л. Периодически удаляют отстой через краники
Перегонка
Все растворимые соли остаются в перегонном кубе
Получают воду без солей жесткости (дистиллированную)
Кипячение
Соли карбонатной и частично сульфатной жесткости выпадают в осадок
Воду кипятят 20-30 мин, отстаивают и фильтруют от осадка
Обработка химическими реагентами
Кальцинированная сода На2СО3 - 53 мг/л на одну единицу жесткости
Теплую воду перемешивают с реактивом 20-30 мин, отстаивают и фильтруют от осадка
Если накипь все-таки образовалась, её следует удалить следующим составами:
раствор 0,6 кг технической молочной кислоты в 10 л воды;
раствор смеси фосфорной кислоты (1 кг) и хромового ангидрида (0,5 кг) в 10 л воды.
Время обработки 0,5 - 1 час. Перед обработкой необходимо удалить термостат, залить состав в систему охлаждения. По истечении рекомендуемого срока запустить двигатель и дать поработать 15 - 20 мин, после чего удалить состав и систему два - три раза промыть водой. Последнюю промывку лучше сделать горячим раствором хромпика (0,5 - 1 %) для создания антикоррозионной защитной плёнки на поверхностях системы охлаждения.
- Министерство образования Российской Федерации
- Содержание
- 1 Введение. Классификация эксплуатационных материалов
- 1.1 Введение
- 1.2 Классификация эксплуатационных материалов
- 1.3 Вопросы для самопроверки
- 2. Автомобильные бензины
- 2.1 Сгорание топлива в двигателе
- 2.2 Эксплуатационные требования к автомобильным бензинам
- 2.3 Свойства автомобильных бензинов
- 2.3.1 Карбюрационные свойства
- 2.3.2 Антидетонационные свойства
- 2.3.3 Коррозионные свойства
- 2.3.4 Стабильность топлива
- 2.4 Ассортимент бензинов
- 2.5 Вопросы для самопроверки
- 3. Дизельные топлива
- 3.1 Эксплуатационные требования к качеству дизельных топлив
- 3.2 Сгорание смеси и оценка самовоспламеняемости дизельных топлив
- 3.3 Показатели и свойства дизельных топлив, влияющие на подачу и смесеобразование
- 3.3.1 Низкотемпературные свойства
- 3.3.2 Вязкостные свойства
- 3.3.3 Испаряемость
- 3.4 Механические примеси и вода в дизельных топливах
- 3.5 Коррозионные свойства дизельных топлив
- 3.6 Ассортимент и маркировка дизельных топлив
- 3.7 Вопросы для самопроверки
- 4. Альтернативные виды топлив
- 4.1 Газообразные топлива
- 4.1.1 Сжиженные газы
- 4.1.2 Сжатые газы
- 4.1.3 Водород
- 4.1.4 Преимущества и недостатки применения газовых топлив
- 4.2 Синтетические спирты
- 4.3 Метилтретичнобутиловый эфир
- 4.4 Газовые конденсаты
- 4.5 Вопросы для самопроверки
- 5. Смазочные масла
- 5.1 Общие понятия о трении и износе
- 5.2 Основные требования к качеству масел
- 5.3 Свойства смазочных масел
- 5.3.1 Вязкостные свойства
- 5.3.2 Смазывающие свойства
- Различают плёнки химического происхождения (хемосорбция) и физического (адсорбция).
- 5.3.3 Противоокислительные и диспергирующие свойства
- 5.3.4 Защитные и коррозионные свойства
- 5.4 Особенности синтетических смазочных материалов
- 5.5 Особенности работы масла в гидромеханических передачах
- 5.6 Изменение свойств масел при эксплуатации
- 5.7 Контроль качества и оценка старения масел
- 5.8 Пути снижения расхода смазочных масел
- 5.9 Существующие системы классификации смазочных масел. Взаимозаменяемость с зарубежными аналогами
- 5.9.1 Классификации моторных масел
- 5.9.1.1 Отечественная классификация моторных масел
- 5.9.1.2 Зарубежные классификации моторных масел
- 5.9.2 Классификации трансмиссионных масел
- 5.9.2.1 Отечественная классификация трансмиссионных масел
- 5.9.2.2 Зарубежная классификация трансмиссионных масел
- 5.10 Вопросы для самопроверки
- 6. Утилизация отработавших нефтепродуктов
- 6.1 Классификация нефтеотходов
- 6.2 Правила обращения с нефтеотходами
- 6.3 Методы регенерации отработанных нефтяных масел
- 6.4 Вопросы для самопроверки
- 7. Пластичные смазки
- 7.1 Общие сведения о структуре, составе и принципах производства смазок
- 7.2 Основные эксплуатационные свойства пластичных смазок
- 7.3 Ассортимент пластичных смазок и их применение
- 7.4 Вопросы для самопроверки
- 8. Технические жидкости
- 8.1 Охлаждающие жидкости
- 8.1.1 Вода, как охлаждающая жидкость
- 8.1.2 Низкозамерзающие охлаждающие жидкости
- 8.2 Жидкости для гидравлических систем
- 8.2.1 Тормозные жидкости
- 8.2.2 Амортизаторные жидкости
- 8.3 Пусковые жидкости
- 8.4 Вопросы для самопроверки
- 9 Конструкционно - ремонтные материалы и технологии их использования
- 9.1 Пластические массы
- 9.2 Клеящие материалы и герметики
- 9.3 Прокладочные материалы
- 9.4 Изоляционные материалы
- 9.5 Вопросы для самопроверки
- 10 Лакокрасочные материалы. Окраска автомобилей. Средства для ухода за автомобилем
- 10.1 Требования к лакокрасочным покрытиям
- 10.2 Строение лакокрасочного покрытия и требования к основным материалам
- 10.3 Классификация лакокрасочных материалов
- 10.4 Технология окраски кузовов автомобилей. Вспомогательные материалы
- 10.5 Химические средства для ухода за автомобилем
- 10.5.1 Моющие средства
- 10.5.2 Чистящие средства
- 10.5.3 Полирующие средства
- 10.6 Вопросы для самопроверки
- 11. Средства защиты от коррозии, технологии и области применения
- 11.2 Основные профилактические мероприятия при эксплуатации
- 11.3 Вопросы для самопроверки
- 12. Нормирование расхода топлив и смазочных материалов
- 12.1 Права, обязанности и полномочия структур управления при нормировании расхода топлив и смазочных материалов
- 12.2 Нормирование расхода топлив для автомобилей общего назначения
- 12.3 Последовательность нормирования расхода топлив для различных категорий автомобилей
- 12.3.1 Последовательность нормирования расхода топлив для легковых автомобилей
- 12.3.2 Последовательность нормирования расхода топлив для автобусов
- 12.3.3 Последовательность нормирования расхода топлив для бортовых грузовых автомобилей
- 12.3.4 Последовательность нормирования расхода топлив для самосвалов
- 12.4 Нормирование расхода топлива для специальных автомобилей
- 12.5 Нормирование расхода смазочных материалов и специальных жидкостей
- 12.6 Вопросы для самопроверки
- 13. Учёт расхода горюче-смазочных материалов. Отчётная документация в атп
- 13.1 Учёт поступления и расходования топлива в количественном и денежном выражении
- 13.2 Расчёт фактической себестоимости единицы топлива
- 13.3 Учёт пробега автомобиля
- 13.4 Учёт расхода смазочных материалов
- 13.5 Вопросы для самопроверки
- 14 Приёмка, хранение, транспортировка, отпуск и рациональное использование эксплуатационных материалов
- 14.1 Порядок приёмки нефтепродуктов
- 14.2 Хранение нефтепродуктов
- 14.3 Транспортировка нефтепродуктов
- 14.4 Отпуск нефтепродуктов
- 14.5 Методы повышения эффективности использования горюче-смазочных материалов
- 14.6 Вопросы для самоподготовки
- Список использованных источников
- Приложение а
- Приложение б
- Приложение в