8.7.3. Горизонтальный астрокомпас
Астрокомпас ДАК-ДБ – это автоматический прибор, основанный на пеленгации Солнца. Он является универсальным компасом, измеряющим истинный и ортодромический курсы, что особенно важно для выполнения дальних полетов по кратчайшему расстоянию. Предусмотрена связь астрокомпаса с перископическим секстантом, позволяющим измерять истинный и ортодромический курсы в ночных условиях, путем визуальной пеленгации звезд через секстант. Прибор рассчитан на совместную работу с навигационным автоматом и единой курсовой системой, однако ввод координат местонахождения самолета и географического места светила производится вручную. В комплект прибора входят: датчик курсовых углов, блок усилителей, вычислитель, путевой корректор и указатель курса. Функциональная схема астрокомпаса представлена на рис. 8.10.
Рис. 8.10. Функциональная схема астрокомпаса ДАК-ДБ:
1 – пеленгаторная головка, 2 – усилитель, 3 – тахогенератор, 4 – двигатель, 5 – указатель,
6 – вычислитель азимута, 7 – тангенсный механизм (вычисление ),
8 – множительный механизм, 9 – датчик углов наклона пеленгаторной головки,
10 – маятниковый механизм, 11 – путевой корректор
На этой схеме пеленгаторная головка 1, усилитель 2, тахогенератор 3 и двигатель 4 образуют следящую систему, которая автоматически совмещает плоскость пеленгации с вертикалом светила. Вычислитель, используя заданные углы , , и , дает на выходе азимут светила. Маятниковый механизм 10 с помощью датчика угловых величин 9 определяет угол наклона плоскости пеленгации относительно вертикала светила. Величина этого угла, умноженная с помощью механизма 8 на ( вырабатывается тангенсным механизмом 7 по сигналам, соответствующим высоте светила , получаемой из вычислителя 6), образует поправку . В результате сложения углов и получается курсовой угол , в котором погрешность от наклона пеленгаторной головки компенсируется. Указатель 5 воспроизводит измеренный курс .
Структурная электрическая схема астрокомпаса ДАК-ДБ приведена на рис. 8.11.
Рис. 8.11. Структурная электрическая схема астрокомпаса ДАК-ДБ: СД-1 – сельсин-датчик; Д-2 – двигатель отработки; Г – генератор; М – кренокорректор;
Д-4 – двигатель пеленгаторной головки; R2 – потенциометр; ДС – дифференциальный сельсин; – широта; – долгота; – склонение светила; – гринвичский угол светила; ЧМ – часовой механизм; ПК – путевой корректор; СП-1 – сельсин-приемник;
ДМ – дифференциал механический; Д-1 – двигатель отработки;
ПД – потенциометрический датчик; Д-3 – двигатель отработки;
СД-2 – сельсин-датчик; ПДК-45 – датчик курса
Погрешности горизонтальных астрокомпасов. Методические погрешности возникают вследствие неточного вычисления азимута и измерения курсового угла светила;
– погрешность вызвана ошибками введения координат местонахождения и в вычислитель азимута;
– креновая погрешность возникает при наклонах плоскости пеленгации, вызванных углами крена и тангажа ЛА;
– погрешность измерения ортодромического курса может возникнуть вследствие отклонения оси вращения пеленгаторной головки относительно расчетного положения. Причинами отклонения оси вращения могут быть: крены ЛА, повороты плоскости симметрии ЛА относительно плоскости ортодромии (например, на угол сноса), боковые отклонения ЛА от ортодромии и погрешности введения путевой скорости в путевой корректор.
– погрешности от оптических искажений возникают при прохождении солнечного света сквозь атмосферу, сюда же относятся помехи от света, отраженного от облаков и т.п.
Инструментальные погрешности возникают вследствие конструктивных недостатков прибора, и их суммарная величина лимитируется допусками.
- Раздел 8. Астрономические навигационные системы
- 8.4. Видимое движение светил на небесной сфере
- 8.5. Измерение времени
- 8.6. Определение астрономических линий положения ла по небесным светилам
- 8.7. Астрономические компасы
- 8.7.2. Методы астрономического измерения курса
- 8.7.3. Горизонтальный астрокомпас
- 8.8. Астрономические ориентаторы
- 8.8.2. Одномерные астрономические ориентаторы (секстанты)
- 8.8.3. Астроориентаторы горизонтальной системы координат