15) Струнные клавишные инструменты. Конструкция, разновидности, тембральные и высотные особенности. Специфика исполнительских особенностей.
Струнный клавишный инструмент — всем известное фортепиано, существующее в горизонтальной (рояль) и вертикальной (пианино) разновидностях. Фортепиано (тж. фортепьяно) — собирательное название класса клавишно-струнных музыкальных инструментов — роялей и пианино. Название произошло от итал. forte — «громко» и piano — «тихо». Клавишные музыкальные инструменты - музыкальные инструменты, звук в которых извлекается при помощи рычагов-клавиш, расположенных в определенном порядке и составляющих клавиатуру. По способу извлечения звуков клавишные музыкальные инструменты подразделяются:
- на ударно-клавишные струнные: клавикорд, фортепиано (рояль, пианино)
- на щипково-клавишные струнные: клавесин;
- на пневматические клавишные духовые: орган;
- на пневматические клавишные язычковые: фисгармония, баян, аккордеон;
- на ударно-клавишные пластиночные: колокольчики, челеста.
К лавикорд - ударный клавишный струнный музыкальный инструмент. Первые упоминания о клавикорде в литературе относятся к 15 веку, старейшие дошедшие до нас изображения - к 16 веку. Клавикорд был распространен во всех европейских странах; в России появился наряду с клавесином в 16 веке. Корпус клавикорда обычно имеет форму продолговатой четырехугольной коробки; клавиатура помещается в одной из продольных стенок, параллельно которой натягиваются струны одинаковой длины; на задних концах клавиш укрепляются тонкие металлические пластинки - тангенты, ударяющие (снизу) по струнам И одновременно делящие их на звучащие и незвучащие (заглушаемые войлочными валиками) части. В зависимости от места касания тангента одна и та же струна может издавать различные по высоте звуки; так, в клавикорде с 46 клавишами число струн было 22-26. Такие клавикорды называли "связанными". Около 1725 года был сконструирован "свободный" клавикорд с равным числом клавиш и струн. Вначале строй клавикорда был диатоническим и диапазон составлял 3-3,5 октавы; в 16 веке появляются клавикорды с хроматическим строем. В начале 18 века число октав клавикорда дошло до 5, а для усиления звучания применялись удвоенные (иногда утроенные и даже учетверенные) металлические струны.
Рояль — музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, в котором струны, дека и механическая часть расположены горизонтально, сам инструмент имеет крыловидную форму. Звучание рояля громче и ярче, чем у пианино, но он занимает значительно больше места. Конструкция. Футор — основной опорный узел фортепиано, наряду с чугунной рамой несущий нагрузку натяжения всех струн. Массивная деревянная рама футора служит основой для крепления деталей и узлов корпуса. Чугунная рама фортепиано (17) — это цельная чугунная отливка сложного решётчатого строения с продольными и поперечными связями, укреплённая внутри деревянного корпуса инструмента и предназначенная для того, чтобы принимать на себя совокупное натяжение струн (16). В передней части рама имеет порожки или особые винты — аграфы, служащие для ограничения длины звучащих участков струн. В задней части рамы вбиты стальные колки, или задние штифты, за которые струны зацепляются ушками или петлями. Аграф (18) — латунный винт сложной формы с отверстиями и порожками, предназначенный для фиксации положения и обеспечения качественной отсечки струн хора. Форба́ум — деталь лицевой части корпуса рояля, закрывающая спереди чугунную раму и вирбельбанк. Вирбельба́нк (20) — многослойная деревянная доска с отверстиями, в которые запрессованы вирбели, натягивающие струны рояля (со временем дерево перестаёт плотно охватывать вирбели, и происходит расстройка фортепиано). Фускле́ц — опорный брус для крепления ножки рояля. Капода́стр — металлическая фигурная планка, прижимающая поперёк струны к струнному штапику в дискантовом регистре; привинчивается к вирбельбанку и является одной из границ для вибрирующих участков струн. Па́нцирь — сплошная плита чугунной рамы рояля, закрывающая вирбельбанк. Эта деталь характерна для панцирной рамы, она принимает на себя значительную часть силы натяжения струн (около 2,5 тонн), так как в плите для каждого вирбеля предусмотрено отверстие с втулкой, которое разгружает деревянный массив вирбельбанка. Штульра́ма — массивная рама, которая привинчивается к бачкам корпуса и служит базой для клавишно-молоточкового механизма фортепьяно. Шпрейц — брус футора или чугунной рамы, несущий нагрузки от натяжения струн. Стру́нный шта́пик — литой порожек на вирбельном панцире чугунной рамы, на котором каждая струна разделяется на задействованную и неработающую части; служит для отсечки звучащей рабочей части струн. Раньше вместо него применялись аграфы-винты, напоминающие винты-барашки. В их головках имеются о тверстия, через которые проходят струны, и выполняют эти отверстия туже функцию, что и порожек. Аграфы вытесняются штапиком потому, что трудоёмки в производстве и установке, в том числе и при замене струн, тогда как штапик отливается вместе с рамой. Большинство роялей оснащены тремя педалями. Посредством педалей можно: удерживать звук, не нажимая клавиши в этот момент (правая); ослаблять звук (левая; следует заметить, что левая педаль используется не столько для ослабления, сколько для изменения окраски звука во время игры, создавая тем самым дополнительные нюансы); удерживать звук части клавиш, эффект создания так называемой «расщеплённой клавиатуры». Разумеется, это также придает красочность (средняя).
П ианино (итал. pianino — маленькое фортепиано) — струнно-клавишный музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, в котором струны, дека и механическая часть расположены вертикально, а не горизонтально, вследствие чего пианино занимает гораздо меньше места, чем рояль. Первое пианино было изобретено американцем Дж. Хокинсом в декабре 1800 года; независимо от него пианино также сконструировал австриец М. Мюллер — чуть позже, в январе 1801. Но современную форму пианино приобрело лишь в середине XIX века (чугунная рама, перекрёстные струны, механика с нижним и верхним расположением демпферов). Наиболее распространённые пианино имеют ширину корпуса по клавиатуре 1450—1500 мм и высоту от 1005 мм до 1300 мм; диапазон составляет 7 1/4 октав. У пианино есть цо́кольный пол — это узел щитовой конструкции, соединяющийся с корпусом пианино снизу и необходимый для крепления педального механизма. Вертикальная стойка корпуса, соединяющаяся с бачкой и ножкой пианино, называется ко́нсоль. Каждое пианино имеет марку, номер модели и серийный номер, по которому можно определить год выпуска. Главным эффектом применения левой педали являлось изменение тембра, а второстепенным – более тихий звук. При игре на современных роялях изменение тембра звука до сих пор является целью использования левой педали. При этом звук смягчается, становится более красивым и теплым за счет вибрации «неударных» струн хора. На пианино однако тембр не меняется. В пианино молоточки смещаются не вправо как у рояля, а вглубь к струнам. Ход молоточков становится короче, вследствие чего уменьшается сила удара, а звук – тише. В нотах использование левой педали обозначается пометкой una corda, её снятие — пометкой tre corde или tutte le corde.
К лавесин — клавишный струнно-щипковый музыкальный инструмент. Клавесин имеет форму продолговатого треугольника. Его струны расположены горизонтально, параллельно клавишам. На конец клавиши опирается толкачик (или прыгунок). В продольном вырезе толкачика крепится лангетта, в которой закреплён плектр (язычок из вороньего пера или, на многих современных инструментах, из пластмассы), чуть выше язычка — демпфер из войлока или мягкой кожи. При нажатии на клавишу толкачик выталкивается вверх, и плектр защипывает струну. Если клавишу отпустить, освобождающий механизм позволит язычку вернуться в исходное положение под струну, не задев её. Вибрация струны заглушается демпфером. Для регистровки, то есть, изменения силы и тембра звука, используются ручные и ножные переключатели. Плавное увеличение и уменьшение громкости на клавесине невозможно. Функция толкачика : 1 — ограничитель 2 — фетр, 3 — демпфер, 4 — струна 5 — плектр (язычок), 6 — лангетта (от фр. languette), 7 — ось, 8 — пружина, 9 — толкачик, 10 — escamotage de la languette et du bec — A : исходное положение, демпфер на струне — B : нажатие на клавишу: поднятие толкачика, демпфер освобождает струну, язычок приближается к струне — C : плектр защипнул струну, струна звучит, высоту выскакивания толкачика ограничивает планка, обитая снизу войлоком — D : клавиша отпущена, толкачик опускается, плектр в лангетте при верхнем положении толкачика удерживается отведённым в сторону специальной пружинкой, отчего опускаясь вниз он не задевает струну повторно, а демпфер заглушает вибрацию струны. К устройству защипывания нужно ещё добавить то, что кроме одного плектра из ости вороньего пера делались и сдвоенное латунные плектры, которые располагались один над другим. Два защипывания подряд не улавливались слухом, но свойственную клавесину колючую атаку, то есть острое начало звука, такое устройство делало более мягкой. В XV веке диапазон клавесина составлял 3 октавы (в нижней октаве некоторые хроматические ноты отсутствовали); в XVI веке он расширился до 4 октав (от C большой октавы до с 3-й: C — c’’’); в XVIII веке — до 5 октав (от F контр-октавы до f 3-й: F’ — f’’’). У большинства инструментов есть так называемый лютневый регистр характерного носового тембра (для его получения струны с помощью специального механизма немного приглушаются кусочками кожи или войлока).
С пинет относится к небольшому семейству удивительных инструментов-клавесинов. Сейчас это, скорее, инструмент далекого романтического прошлого. Однако его еще можно встретить в составе оркестров. Мягкое звучание клавесина придает музыкальному произведению неповторимый колорит. Внешне спинет немного похож на рояль. Он представляет собой корпус, стоящий на четырех подставках. Имеет один мануал и один ряд струн. В отличие от других разновидностей клавесина струны спинета натянуты по диагонали слева направо.
Главной частью корпуса является клавиатура. Сверху располагается крышка, подняв которую можно увидеть струны, настроечные к олки и штег. Все эти составляющие находятся в духовом ящике...
- Музыкальная акустика
- 1) Симфонический оркестр. Состав, рассадка исполнителей
- 2) Струнные инструменты. Классификация.
- 3) Ударные инструменты. Классификация.
- 4) Духовые инструменты. Классификация
- 5) Теория звучания струнных инструментов
- 6) Способы возбуждения колебаний в духовых инструментах
- 7) Теория звучания духовых инструментов. Звуковые волны в трубах
- 8) Музыкальные системы. Их эволюции
- 9) Тембр звука. Искажения тембра, способы управления тембром в тракте звукопередачи
- 10) Основы синтеза звука
- 11) Ударная установка. Состав, специфика исполнительских приемов
- 12) Медные духовые инструменты. Конструкция, разновидности, тембральные и высотные особенности. Специфика исполнительских особенностей.
- 13) Деревянные духовые инструменты. Конструкция, разновидности, тембральные и высотные особенности. Специфика исполнительских особенностей.
- 14) Струнные электромузыкальные инструменты. Конструкция, разновидности, тембральные и высотные особенности. Специфика исполнительских особенностей.
- 15) Струнные клавишные инструменты. Конструкция, разновидности, тембральные и высотные особенности. Специфика исполнительских особенностей.
- 16) Многоголосные духовые инструменты. Конструкция, разновидности, тембральные и высотные особенности. Специфика исполнительских особенностей.
- 17) Струнные смычковые инструменты. Конструкция, разновидности, тембральные и высотные особенности. Специфика исполнительских особенностей.
- 18) Струнные щипковые инструменты. Конструкция, разновидности, тембральные и высотные особенности. Специфика исполнительских особенностей.
- 1 9) Плёночные ударные инструменты. Конструкция, разновидности, тембральные и высотные особенности. Специфика исполнительских особенностей.
- 20) Стержневые ударные инструменты. Конструкция, разновидности, тембральные и высотные особенности. Специфика исполнительских особенностей.