logo
Готовые билеты

12) Медные духовые инструменты. Конструкция, разновидности, тембральные и высотные особенности. Специфика исполнительских особенностей.

В симфоническом оркестре группа духовых музыкальных инструментов подразделяется на деревянные (флейта, гобой, кларнет, фагот) и медные (труба, валторна, тромбон, туба). В начале XIX века был изобретён механизм вентилей. На всех медных инструментах вскоре установилось три основных вентиля: 1 — вентиль понижает весь строй инструмента на 1 тон; 2 — вентиль понижает весь строй на 0,5 тона; 3 - вентиль понижает строй инструмента на 1,5 тона. Вентили можно включать последовательно или одновременно (все три вентиля понижают строй инструмента на три тона). Таким образом, хроматический инструмент (инструмент с вентилями) является как бы комбинацией семи натуральных инструментов, включаемых мгновенно по желанию исполнителя.

Иным механизмом для получения полного хроматического звукоряда на медных духовых инструментах является кулиса, представляющая собой подвижную крону U - образной формы, которую то вдвигают в инструмент, то выдвигают из него. Чем больше выдвинуть кулису, тем более понизится строй инструмента. Кулиса стала механизмом хроматического инструмента тромбона и соответствует механизму вентилей у валторн и труб. Расход воздуха у медных духовых инструментов зависит от длины столба воздуха, который необходимо создать в трубке. Одним из способов изменения характера звучания у медных духовых инструментов является применение сурдин. Сурдина - это полая сфера грушевидной формы, сделанная из дерева, папье-маше или лёгкого металла. Сурдины заглушают звук, делают его как бы отдалённым. Валторна по своей тесситуре ниже трубы, но в группе медных духовых инструментов записывается на более высокой строчке партитуры. По своему тембру она прекрасно связывает деревянную группу с группой медных духовых инструментов и является как бы переходным инструментом. По этим причинам во многих партитурах XVIII века валторны помещались в группе деревянных духовых инструментов над фаготами. Из всех медных духовых инструментов валторна отличается наибольшим диапазоном.

Т руба — наиболее резкий и выделяющийся инструмент в оркестре. Труба является самым высоким по тесситуре медным духовым инструментом симфонического оркестра. Расход дыхания на трубе сравнительно небольшой, и поэтому на ней возможны широкие, яркого тембра и большой протяженности мелодические фразы в legato. Стаккатная техника на трубе блестяща и стремительна (за исключением самых крайних регистров). Возможно исполнение трелей. Момент возникновения звука на трубе острый и определённый. Очень употребителен на трубе приём игры con sordino, сильно изменяющий не только силу звука, но и сам тембр. Тромбону присуще сочетание звучного достоинства и силы. Нижние звуки тромбона имеют трескучий звук, блестящий в forte, но глухой в piano. Средний регистр - блестящие и яркие звуки, которые отличаются мощностью в forte и мягкостью, певучестью и полнотой тона в piano. Самые верхние звуки (трудноизвлекаемые) - заметно сдавленные, менее мощные и выразительные. Для него скорее характерны короткие, звучные мужественные фразы и длинные ноты, прорезающие оркестровую звучность. Туба обладает насыщенным резонирующим звучанием, создает мощный фон для духовых инструментов. В отличие от других представителей медной группы, туба — довольно молодой инструмент. Туба - басовый инструмент, способный охватить самый низкий отрезок диапазона в медной группе. Размеры тубы очень велики. Исполнитель держит инструмент раструбом вверх. Обычная оркестровая туба имеет длину четыре метра. Диапазон тубы велик - почти четыре октавы: от ноты си-бемоль субконтроктавы у контрабасовой тубы до ноты си-бемоль первой октавы у басовой тубы. Низкий регистр тубы отличается хриплой, как бы рычащей звучностью в forte. Средний регистр даёт сильный, полный и мощный тон, верхний - мягкий, как у валторны, и несколько дрожащий. В оркестре она, как правило, служит басом.