1.2.2.5.6 Турбокомпрессор
На дизеле Д-245 и его модификациях установлен турбокомпрессор, использующий энергию отработавших газов для наддува воздуха в цилиндры дизеля.
Принцип работы турбокомпрессора заключается в том, что отработавшие газы из цилиндров дизеля под давлением поступают через выпускной коллектор в улиточные каналы турбины. Расширяясь, газы вращают ротор, колесо компрессора которого через воздухоочиститель всасывает воздух и подает под давлением в цилиндры дизеля.
1 - колесо турбины с валом; 2 - корпус турбины; 3 - моновтулка; 4 - маслоотражатель; 5 - кольцо эксцентрическое; 6 - колесо компрессора; 7 - гайка специальная; 8, 15 –уплотнительные кольца; 9 - диффузор; 10 - крышка; 11 - корпус компрессора; 12 –упорный подшипник; 13 – втулка распорная; 14 - корпус средний (корпус подшипников).
Рисунок 7 – Турбокомпрессор.
Турбокомпрессор, в соответствии с рисунком 7, выполнен по схеме: радиальная центростремительная турбина и центробежный одноступенчатый компрессор при консольном расположении колес относительно опор.
Частота вращения ротора, подача и давление нагнетаемого воздуха зависят от режима работы дизеля.
Корпус турбины 2 турбокомпрессора отлит из высокопрочного чугуна. Проточная часть турбины для прохода отработавших газов образована корпусом и колесом турбины.
Корпус компрессора 11 отлит из алюминиевого сплава, его проточная часть образована корпусом и колесом компрессора.
Корпуса турбины и компрессора крепятся к корпусу подшипников 14, отлитому из высокопрочного чугуна.
Колесо турбины 1 отлито из жаропрочного сплава и приварено к валу ротора.
Колесо компрессора 6 отлито из алюминиевого сплава и крепится на валу ротора специальной гайкой.
Вал ротора вращается в радиальном подшипнике, выполненном в виде плавающей не вращающейся моновтулки 3. Моновтулка фиксируется в корпусе подшипников фиксатором. Осевое перемещение ротора воспринимает упорный подшипник 12.
Подшипники турбокомпрессора смазываются и охлаждаются маслом, поступающим по трубопроводу от центробежного масляного фильтра. Как в радиальном, так и в упорном подшипниках дополнительно осуществляется центробежная очистка масла. Из турбокомпрессора масло сливается в картер дизеля по маслоотводящей трубке.
Со стороны компрессора и турбины установлены газомасляные уплотнения, в качестве которых используются пружинные уплотнительные кольца 8 и 15, установленные в канавках ротора. Со стороны компрессора для повышения эффективности установлен маслоотражатель, а со стороны турбины – экран.
- Дизели д-243, д-245 и их модификации руководство по эксплуатации
- 1.1.3 Состав дизеля
- 1.2 Описание и работа составных частей дизеля
- 1.2.1 Общие сведения
- 1.2.2 Описание
- 1.2.2.2 Головка цилиндров
- 1.2.2.1 Блок цилиндров
- 1.2.2.3 Кривошипно-шатунный механизм
- 1.2.2.4 Механизм газораспределения
- 1.2.2.5 Система питания
- 1.2.2.5.1 Топливный насос
- 1.2.2.5.6 Турбокомпрессор
- 1.2.2.6 Система охлаждения
- 1.2.2.7 Система смазки
- 1.2.2.8 Электрооборудование и система пуска
- 1.2.2.9 Пневмокомпрессор
- 1.2.2.10 Органы управления и приборы
- 2 Использование по назначению
- 2.1 Подготовка дизеля к использованию
- 2.2 Использование дизеля
- 2.2.1 Порядок действия обслуживающего персонала
- 2.2.1.1 Общие указания
- 2.2.1.2 Запуск дизеля пусковым двигателем
- 2.2.1.3 Запуск дизеля стартером
- 2.2.1.4 Остановка дизеля
- 2.2.1.5 Эксплуатационная обкатка дизеля
- 2.2.1.6 Особенности эксплуатации и обслуживания дизеля в зимних условиях
- 2.2.2 Возможные неисправности и методы их устранения
- 2.2.3 Требования безопасности
- 3 Техническое обслуживание
- 3.1 Общие указания
- 3.2 Виды и периодичность технического обслуживания
- 3.3 Порядок технического обслуживания дизеля
- 3.4 Указания по выполнению работ по техническому обслуживанию
- 3.4.1 Проверка уровня масла в картере дизеля
- 3.4.2 Проверка уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения
- 3.4.3 Слив отстоя из фильтра грубой очистки топлива
- 3.4.4 Проверка натяжения ремня вентилятора
- 3.4.5 Проверка уровня и состояния масла в поддоне воздухоочистителя
- 3.4.6 Замена масла в картере дизеля
- 3.4.7 Очистка ротора центробежного масляного фильтра
- 3.4.8 Проверка зазора между клапанами и коромыслами
- 3.4.9 Слив отстоя из фильтра тонкой очистки топлива
- 3.4.10 Очистка и промывка воздухоочистителя
- 3.4.11 Проверка герметичности соединений воздухоочистителя и впускного тракта
- 3.4.12 Промывка фильтрующих элементов воздухоочистителя пускового двигателя
- 3.4.13 Проверка затяжки болтов крепления головки цилиндров
- 3.4.14 Промывка сапуна дизеля
- 3.4.15 Замена фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки топлива
- 3.4.16 Промывка фильтра грубой очистки топлива
- 3.4.17 Проверка зазора между электродами свечи пускового двигателя
- 3.4.18 Проверка зазора между контактами прерывателя магнето пускового двигателя и смазка кулачка прерывателя
- 3.4.19 Промывка карбюратора, топливоподводящего штуцера, фильтра- отстойника и топливного бака пускового двигателя
- 3.4.20 Проверка уровня и замена смазки в корпусе редуктора пускового двигателя
- 3.4.21 Проверка и регулировка муфты включения редуктора пускового двигателя
- 3.4.22 Проверка топливных насосов 4утни и 4утни-т на стенде
- 3.4.23 Проверка и регулировка установочного угла опережения впрыска топлива
- 3.4.24 Проверка форсунок на давление начала впрыска и качество распыла топлива
- 3.4.25 Проверка и регулировка устойчивой работы дизеля на частичных режимах холостого хода
- 3.4.26 Проверка состояния стартера дизеля
- 3.4.27 Проверка состояния стартера пускового двигателя
- 3.4.28 Обслуживание и промывка системы охлаждения
- 3.4.29 Обслуживание генератора
- 3.4.31 Обслуживание турбокомпрессора
- 4 Текущий ремонт
- 4.1 Основные указания по разборке и сборке дизеля
- 4.2 Текущий ремонт составных частей дизеля
- 4.2.1 Основные указания по разборке и сборке водяного насоса
- 4.2.3.1 Разборка водяного насоса.
- 4.2.3.2 Сборка водяного насоса.
- 5 Хранение
- 6 Транспортирование
- 7 Утилизация
- Ведомость зип (зи)
- Регулировочные параметры дизеля
- Регулировочные параметры топливных насосов