logo
Мех об

5.1. Определение последовательности технологических операций

Разработка технологического процесса изготовления дета­ли представляет собой сложную задачу с большим числом возможных решений.

0бщая схема технологического процесса изготовления детали может быть представлена в виде последовательных приближений к параметрам детали в соответствии с требованиями чер­тежа. Этапы приближения: операции 1-го приближения (загото­вительные); операции 2-го приближения (черновая обработка);

операции 3-го приближения (чистовая обработка); операции 4-го приближения (отделочные работы).

Подобный методический подход объясняется тем, что на стадии черновой обработки появляются сравнительно большие погрешности, вызываемые деформациями, возникающими в процесс резания, а также значительным нагревом заготовки.

Кроме того, вынесением отделочных операций в конец мар­шрута уменьшают риск случайного повреждения окончательно обработанных поверхностей в процессе транспортировки. Учитывается также, что черновую обработку могут выполнять рабочие более низкой квалификации на изношенном оборудовании.

При установлении общей последовательности обработки сна­чала обрабатывает поверхности, принятые за технологические базы. Затем обрабатывают остальные поверхности в последовательности, обратной степени их точности.

Изложенный принцип построения маршрута, однако, не во всех случаях обязателен, так же при жесткой заготовке и малых размерах обрабатываемых поверхностей окончательную обработку отдельных элементов можно выполнять и в начале маршрута. Кроме того, данный принцип в известной степени противоречит необходимости концентрации обработки, когда в одной операции можно совместить переходы черновой и чистовой обработок.

Если деталь подвергают термической обработке, то техно­логический процесс изготовления детали расчленяют на две части: до термообработки и после нее. Для устранения возможных деформаций часто приходится предусматривать правку деталей или обработку отдельных поверхностей после термообработки.

Последовательность обработки зависит от назначенных конструкторских баз. После операции механообработки, как пра­вило, назначают контрольную операцию.

Последовательность операций также может измениться, ес­ли деталь обрабатывается по типовому или групповому процессу.

Составление технологического маршрута обработки детали предшествует оформлению технологического процесса на картах. При разработке двух или нескольких вариантов маршрутов (изготовление детали из разных заготовок, на разном оборудо­вании и т.п.) выбирается наиболее экономичный в данных производственных условиях. Если его определить затруднительно - проводится соответствующий экономический расчет.

Технологический маршрут изготовления детали служит основанием для разработки технологического процесса на операционных картах. Маршрутную карту рекомендуется оформлять после завершения работы над операционными картами, так как в процессе проектирования первоначально выбранный маршрут нередко подвергается вынужденной корректировке.