logo
Садк-ВОД21_08

3.4 Синхронный регулируемый электропривод основного вентилятора с векторным управлением и регулированием продольной и поперечной составляющих тока статора

В частотнотоковой системе электропривода вектор потокосцепления статора ψс ориентируют относительно вектора потокосцепления ротора ψр в полярной системе координат, т.е. с помощью системы регулирования обеспечивают требуемые длину вектора ψс и его угол относительно опорного вектора ψр. Построить моментный треугольник потокосцеплений в синхронной машине можно и в прямоугольной (декартовой) системе координат. В этом случае вектор ψс задают (ориентируют относительно опорного вектора ψр) проекциями его на две ортогональные оси d и q машины. При этом возможны разные формы записи выражения для электромагнитного момента синхронного двигателя. Чаше пользуются следующим соотношением:

Здесь ψd и ψq - составляющие вектора полного потокосцепления (в зазоре) по осям d и q; ψсq и ψсd - составляющие по осям d и q вектора потокосцепления ψс; 1q и Id - составляющие тока статора по осям d и q. Знак минус перед вторым слагаемым в квадратных скобках получается потому, что составляющие ψсd и Id встречны вектору ψΡ .

На листе 4 графической части проекта приведена вариант функциональной схемы частотнорегулируемого синхронного электропривода с выделением составляющих тока статора по осям d и q. Примем постоянной величину тока ротора и, кроме того, считаем, что величина задания продольной составляющей тока статора Id3 = 0. В этом случае Μ = 0,5 m ψd Iq.

Статор синхронного двигателя MS подключен на выход преобразователя частоты с непосредственной связью НПЧ, собранного на трех источниках тока UZA, UZB и UZC (рис. 40.11). Управление источниками тока происходит от специального вычислительного блока, именуемого преобразователем координат ПК1 UV1. На вход этого блока подаются напряжения Ud и Uq, которые в функции угла поворота ротора двигателя, измеряемого датчиком положения ротора ДПР BQ, преобразуются в три сигнала задания фазных токов статора IАЗ, IВЗ, Iсз. Другой вычислительный блок - преобразователь координат ПК2 UV2 - в функции положения ротора двигателя преобразует измеряемые датчиками тока фазные токи статора двигателя IА, IВ, Iс в фиктивные величины Id и Iq, которые затем обрабатываются регуляторами PTd и ΡΤq (AAd и ААq) продольной и поперечной составляющих тока статора.

Сигналом задания для контура регулирования поперечной составляющей тока статора Iq является напряжение на выходе регулятора скорости PC AR. В упрощенной схеме продольная составляющая тока статора Id поддерживается равной нулю. Тогда система электропривода по своим регулировочным характеристикам совпадает с частотнотоковой системой регулирования.

В общем случае ток возбуждения двигателя регулируется и появляется благоприятная возможность реализовать все потенциальные возможности векторного способа формирования момента в синхронном электроприводе: неограниченность электромагнитного момента, совпадение по времени первых гармоник тока и напряжения, возможность ограничения магнитного потока машины номинальным значением.