1.3 Описание технологической схемы
Технологическая схема приведена на рисунке 1.1.
Нефть поступает на НПС «Муханово» через приёмную задвижку, расположенную в узле подключения станции (или узле пропуска очистных устройств). нефтеперекачивающий станция автоматизация насосный
Нефть проходит через фильтры-грязеуловители Ф1 - Ф3 (задвижки № 1-№ 6), где она очищается. Фильтры-грязеуловители устанавливаются для улавливания крупных механических частиц. О работоспособности фильтров судят по разнице давлений на приёме и выходе фильтров. Перепады давления в фильтрах-грязеуловителях необходимо регистрировать один раз в 12 часов, а после проведения работ на линейной части не реже одного раза в час. Минимальный перепад на фильтре-грязеуловителе является признаком повреждения фильтрующего элемента; максимальный перепад - признак засорения фильтра. Значение максимального перепада давления на фильтре-грязеуловителе принимается по техническим требованиям завода-изготовителя. Для очистки фильтра-грязеуловителя необходимо предварительно включить резервный фильтр-грязеуловитель, затем закрыть электрозадвижки на входе и выходе неисправного фильтра и открыть дренажную задвижку для слива остатков нефти.
Рисунок 1.1 - Технологическая схема НПС «Муханово»
Для предохранения приёмного коллектора технологических трубопроводов НПС от чрезмерных давлений на приёме станции, возникающих при внезапных отключениях НПС, на участке трубопровода между фильтрами-грязеуловителями и магистральной насосной на байпасе предусмотрена система сглаживания волн давления (ССВД).
На НПС «Муханово» установлена система типа АРКРОН-1000 с клапанами Флексфло в количестве 6 штук. Устройство типа «Аркрон» работает по следующему принципу: при резком нарастании давления на приёме станции со скоростью более 0,3 МПа/с открываются клапаны устройства «Аркрон» и происходит уменьшение скорости нарастания давления, что гарантирует невозможность гидравлического удара. При постепенном нарастании давления (со скоростью менее 0,1..0,2 МПа/с) «Аркрон» не срабатывает.
Для приема сбрасываемой нефти устройством «Аркрон-1000» на НПС используется 3 резервуара особой конструкции Е-290.
ССВД может быть отключена от приёмной линии магистральной насосной электрозадвижками № 7 и № 8.
После прохождения фильтров-грязеуловителей и площадочных сооружений промежуточной НПС с системами сглаживания и сброса волн давления нефть поступает в насосную на вход магистрального насосного агрегата.
Обычно на нефтеперекачивающей станции устанавливается четыре насосных агрегата (МНА№ 1 - МНА№ 4), три из которых - рабочие, один - резервный. Из-за небольших объёмов перекачки на НПС «Муханово» одновременно работает только один насос, в редких случаях - два. Каждый насос имеет свою производительность, поэтому оператор для поддержания заданного режима перекачки включает в работу определённый насос. На входе и выходе каждого насоса установлены электрозадвижки (№ 9 - № 16). Между входом и выходом каждого насоса установлены обратные клапаны (ОК1 - ОК4).
На участке трубопровода от магистральной насосной до магистрального нефтепровода установлен узел регулирования давления для поддержания заданных величин давления:
- минимальное давление на входе в магистральную насосную - 0,5 МПа;
- максимальное давление на выходе магистральной насосной - 3,95 МПа.
Регулирование давления осуществляется методом дросселирования потока.
В узле регулирования давления установлены две регулирующие заслонки фирмы «BIFFI» c Ру=75 на суммарную производительность Q=12500 м/ час.
Применение системы автоматического регулирования давления обусловлено тем, что регулирование давления является одной из важнейших функций, обеспечивающей нормальный режим работы нефтепровода. Изменение условий перекачки в процессе эксплуатации (изменение расхода, временный выход из строя какой-либо станции) может привести к нарушению нормального режима работы: к кавитациям на одних станциях и к давлениям, превышающим предельное, на других. Это означает, что пропускные способности отдельных участков нефтепровода окажутся неодинаковыми. Согласование работы насосных станций достигается регулированием.
После узла регуляторов давления нефть через выкидную задвижку НПС подается далее.
Система маслосмазки предназначена для принудительной смазки подшипников скольжения насосов и электродвигателей.
В качестве смазки подшипников применяется турбинное масло ТП-22.
Система смазки магистральных насосных агрегатов состоит из рабочего и резервного масляного насосов, оборудованных фильтрами очистки масла, рабочего и резервного маслобаков, аккумулирующего маслобака и маслоохладителей.
Масло с основного маслобака забирается работающим маслонасосом, проходит через маслофильтр и подается на маслоохладители, откуда поступает в аккумулирующий бак, расположенный на высоте 6..8 м от уровня пола насосной. С аккумулирующего бака масло подается к подшипникам насосного агрегата и далее возвращается в маслобак. Рабочая температура масла в общем коллекторе перед поступлением на магистральные насосные агрегаты должна находится в интервале от +350С до +550С, при превышении температуры масла на выходе из маслоохладителя более +550С, автоматически включаются дополнительные вентиляторы обдува. При низкой температуре масла допускается работа маслосистемы, минуя маслоохладители.
Давление масла перед подшипниками насоса и электродвигателя устанавливается не более 0,08 МПа и не менее 0,03 МПа.
Система нефтеутечки служит для сбора утечек нефти с магистральных насосных агрегатов и состоит из насосов откачки утечек и ёмкости сбора утечек.
Утечки нефти с торцовых уплотнений насосов поступают в ёмкости сбора утечек ЕП-40.
Система утечек оснащена защитой по максимальным утечкам. Для контроля утечек магистральных насосных агрегатов установлен бачок сигнализации особой конструкции. При превышении рабочего уровня нефти в бачке срабатывает защита на отключение насосного агрегата.
Откачка нефти из ёмкостей сбора утечек ЕП-40 производится автоматически, включением вертикального насоса, в резервуар сброса ударной волны или на прием насоса откачки утечек и далее на прием насосной станции.
- Определения, обозначения и сокращения
- Введение
- 1. Технологическая характеристика НПС
- 1.1 Общая характеристика объекта
- 1.2 Основы технологического процесса
- 1.3 Описание технологической схемы
- 1.4 Характеристика основного технологического оборудования
- 1.5 Вспомогательные системы насосного цеха
- 1.6 Характеристика исходного сырья, энергии и продуктов производства
- 1.7 Порядок пуска и остановки НПС
- 2. Патентная проработка
- 2.1 Выбор и обоснование предмета поиска
- 2.2 Регламент поиска
- 2.3 Результаты поиска
- 2.4 Анализ результатов поиска
- 3. Автоматизация НПС
- 3.1 Описание процесса как объекта автоматизации
- 3.2 Система автоматизации НПС «Муханово»