logo
Процесс обработки корпуса конического редуктора

3.3 Выбор методов достижения точности

Обозначим размерные цепи, представленные в приложении, С и .

Цепь С определяет допустимое смещение вершины делительного конуса шестерни с оси вращения колеса, т.е. осевое смещение зубчатого венца шестерни (fам ). Цепь определяет допускаемое отклонение (Е )межосевого угла. На чертеже (см. приложение) изображен конический редуктор, на котором показаны звенья размерных цепей с и . Все размерные цепи редуктора являются связанными. Замыкающими звеньями этих цепей являются требования к точности конических передач, установленные СТ СЭВ 186-75, т.е. fам , Е . Рассматриваемая передача имеет 8-ю степень точности, сопряжение С, длина образующей конуса 144 мм. Для этих условий стандарт устанавливает следующие требования к точности передачи: fам = 0,08 мм, Е = 0,06 / 100 мм/мм. Для выбора метода достижения точности замыкающего звена и установления очерёдности расчёта размерных цепей составим таблицу 3.1.

Таблица 3.1 Элементы размерной цепи.

Размерная

цепь

Число составляющих звеньев

Размер замыкающего звена

ср= /1,2n

Метод достижения замыкающего звена

Очерёдность расчёта

мм

с

5

0 0,08

0,16

0,054

Регулирование

2

6

0,06

0,10

0,041

Неполная взаимозамена

1

Из таблицы 3.1. следует, что сначала нужно рассчитать размерную цепь , т.к. для неё средний допуск меньше. Во - вторую очередь рассчитываем размерную цепь С, т.к. при достижении замыкающего звена методом регулирования допуски на составляющие звенья могут быть назначены достаточно широкими.

Размерная цепь .

Она определяет точность угла между осями вращения колеса и шестерни. Для нашего примера СТ СЭВ 186-75 замыкающее звено равно = 0,06/110 мм/мм, следовательно, = 0,12/110мм/мм, а 0 = 0.

Составляющими звеньями размерной цепи являются:

1 и 2 - смещение и поворот оси шестерни вследствие радиального биения соответственно переднего и заднего подшипников,

3 - угол между осями отверстий в корпусе;

4 и 5 - смещение и поворот оси вала колеса вследствие радиального биения правого и левого подшипников.

Схема размерной цепи приведена на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1. Схема размерной цепи .

Для подшипников класса 0 радиальное биение равно 0,035 мм, что с учётом передаточных отношений значительно превышает средний допуск соответствующих звеньев. Поэтому выбираем подшипник класса 6, радиальное биение которых равно 0,017 мм, поэтому угловые размеры звеньев 1,2,3,5 будут равны:

1 = 2 = 0,0085 / 240 мм/мм ;

1=2= 0,017 / 240 мм/мм ;

01 = 02 = 0.

где 240 мм - расстояние между подшипниками вала шестерни.

4=5 = 0,0085 / 250 мм/мм ;

4=5= 0,017 / 250 мм/мм ;

04 = 05 = 0.

где 250 мм - расстояние между подшипниками вала колеса.

Допуск на звено 3 определим из уравнения:

4=1/К3*( 2 Кхi2 xi2 хi2,(5, стр 67).

Для решения этого уравнения приведём предварительно угловые размеры всех составляющих звеньев к одной базовой длине, равной 110 мм и вычислим передаточные отношение.

х1 = х2 = 110 / 240 = 0,46;

х4 = х5 = 110 / 250 = 0,44;

х3 = 110 / 110 = 1.

Примем для звеньев с векторными ошибками Кхi2= 0,6 для звена 3

К3 = 1,2. Тогда:

? 3 = 1 / 1,2 · 0,122 - 0,6 · 0,0172 · (0,462 · 2 + 0,462 · 2)= 0,10.

? 3= 0,01 / 110 мм/мм.

Размерная цепь С.

Рассматриваемая цепь определяет смещение вершины делительного конуса шестерни к оси вращения вала колеса. Размер замыкающего звена для рассматриваемого примера согласно СТ СЭВ 186-75 равен

С =0 0,08 мм, ? = 0,16 мм, = 0; (6, стр. 382).

Составляющими звеньями размерной цепи С являются:

С1- С2 смещение и поворот оси вала колеса вследствие радиального биения заднего и переднего подшипников;

С3 - расстояние от оси отверстия под опоры вала колеса до торца станка;

С4 - толщина набора прокладок;

С5 - длина стакана;

С6 - расстояние от базового торца до вершины делительного конуса шестерни.

Номинальные размеры составляющих звеньев следующие:

С1 = С2 = 0; С3 = 370 ММ; С4 = 0; С5 = 280 мм;

С6 = 90 мм

Схема размерной цепи приведена на рис 3.2.

Рисунок 3.2. Схема размерной цепи С.

Из схемы следует, что звенья С3 и С4 являются увеличивающими, а звенья С5 и С6 - уменьшающими.

Для звеньев С1 и С2 с векторными ошибками передаточные отношения

? х1 = ? х2 = 125 / 250= 0,5

Радиальное биение подшипников было определено из размерной цепи ? и равно 0,017 мм. Тогда погрешности звеньев С1 и С2 равны: ? 1 = ? 2 = 0,017 мм; ?01 = ?02 = 0. На остальные составляющие звенья назначим допуски и предельные отклонения по Js11 (СТ СЭВ 186-75) (7, стр.52, табл.1.10).

С3 = 3700,18 мм; ?3 = 0,36 мм; ?03 = ?05 = ?06 = 0;

С5 = 2800,16 мм; ?5 = 0,32 мм; С6 = 900,11 мм; ?6 = 0,22 мм.

По установленным допускам на соответствующие звенья определим по формуле (37) (5) погрешность замыкающего звена ?? приняв для звеньев с векторными ошибками Кхi2= 0,6, а для звеньев со скалярными ошибками

?? = 1,22 · (0,362+0,322+0,222)+0,6 · 0,5 · 0,0172 · 2=0,64 мм.

Примем ?мк=? ?=0,16 и вычислим по формуле (67) (5) необходимую величину компенсации погрешности замыкающего звена.

?к= 0,64 - 0,16 + 0,16 = 0,64мм.

Вычислим необходимую величину компенсации координаты середины поля рассеивания погрешности замыкающего звена при назначенных предельных отклонениях на составляющие звенья по формуле (68)(5):

?ОК = +(0,042 - 0) = 0,042 мм.

Предельные, верхнее и нижнее, значения величины необходимой компенсации погрешности замыкающего звена по формуле (69)(5) равны:

?ВК = 0,042 + 0,32 = 0,0362 0,36 мм;

?НК =0,042 - 0,32 =- 0,278 -0,28 мм.

Так как ?НК 0, то изменим предельные отклонения размера звена С3, являющегося увеличивающим звеном на - 0,28 мм.

Для этого вычислим новую координату середины поля допуска звена С3 по формуле (75)(5);

?03 =0 - (-0,28) = 0,28 мм.

Новые предельные отклонения размера С3:

?ВК = 0,28+0,18 = 0,46 мм; ?НК = 0,28-0,18 = 0,10 мм,

Следовательно

С3= 370+0,46+0,10 мм .

Регулирование производится набором прокладок одинаковой толщины. Примем толщину одной прокладки S = ? ?= 0,075 мм, тогда число прокладок:

Z = 0,64 / 0,075= 9 шт.