2. Бензин
Бензин - горючая жидкость, смесь жидких углеводородов (парафиновых, нафтеновых, ароматических и непредельных), кипящих при температуре от 30 до 205°. Применяется в качестве моторного топлива; в качестве растворителей в лакокрасочной, резиновой, пищевой промышленности; для химической чистки одежды бензин получают из нефти (естественный) и из каменного и бурого углей (искусственный). Бензин - прозрачная бесцветная или подкрашенная жидкость, легче воды, имеет характерный "бензиновый" запах; замерзает при температуре ниже -60°; легко испаряется, причем пары бензина с воздухом при определенных концентрациях образуют взрывчатые смеси; легко воспламеняется, температура вспышки ниже 0°, огнеопасен. По способу пр-ва нефтяные бензины подразделяются на два основных вида: 1) бензин прямой перегонки - получаемый в качестве легкого погона при перегонке нефти. 2) Крекинг – бензин получают из высококипящих нефтепродуктов - газойля, солярового масла, мазута, реже самой нефти с целью получения легкого моторного топлива - бензина. Различают бензин термического крекинга, полученные при темп-рах 470-520°, и бензин каталитического крекинга, полученные с применением катализаторов при более низких темп-рах. Бензин термического крекинга содержит большое количество непредельных углеводородов, часть которых при хранении легко окисляется, полимеризуется и образует смолы. Чтобы сделать эти бензины более стабильными, их подвергают очистке и добавляют антиокислитель. Бензин термического крекинга применяют главным образом в качестве автомобильного топлива. Бензин каталитического крекинга отличается повышенной стабильностью, занимая промежуточное положение между бензином прямой перегонки и бензином термического крекинга. Он отличается повышенным содержанием ароматических углеводородов, следовательно более высокими октановым числом (77-80) и сортностью (до 135). Основными показателями, характеризующими топливные свойства бензина, являются: фракционный состав (пределы перегонки), упругость паров и октановое число.
Фракционный состав определяется перегонкой 100 мл бензина; обычно отмечается температура начала перегонки 10-, 50- и 90%-ного отгона и конца перегонки 97,5%-ного отгона. Чем ниже температура выкипания первых 10% топлива, тем лучше пусковые свойства бензина, т. е. тем легче на таком топливе запустить двигатель. Чем ниже температура выкипания 50% топлива, тем лучше прогрев и устойчивость работы двигателя на данном сорте топлива. Чем ниже температура выкипания 90% топлива, тем полнее испарение топлива и тем равномернее распределение смеси по цилиндрам в двигателе.
Упругость паров ограничивает присутствие в бензине сильно летучих фракций, т. к. легкая испаряемость приводит к повышенным потерям при хранении и транспортировании, к образованию паровых пробок в бензинопроводах двигателей и созданию пожарной опасности. Бензин, применяемый как моторное топливо, должен обладать определенной стойкостью к детонации (чрезвычайно быстрому, приближающемуся к взрыву, процессу горения топливной смеси), нарушающей нормальную работу двигателя. Непосредственную оценку антидетонационных свойств бензина дает наивысшая допустимая степень сжатия (НДСС). Чем выше антидетонационные качества бензина и НДСС, тем ниже удельный расход топлива и больше мощность, которую можно получить от двигателя.
Для характеристики антидетонационных свойств служит также октановое число. Октановое число топлива, определяемое на специальных моторных установках, численно равно процентному содержанию изооктана в смеси с гептаном, равноценной по детонационной стойкости испытываемому топливу. Для определения октанового числа топливо сравнивается с эталонами, в качестве которых берут изооктан, обладающий высокой детонационной стойкостью (условно 100 октановых единиц), и гептан, детонационная стойкость которого приравнивается к нулю. Чем больше октановое число, тем выше детонационная стойкость бензина.
Бензин не должны содержать водорастворимых кислот и щелочей (во избежание коррозии соприкасающегося с ними металла), а также воды и механических примесей.
- 1. История завода
- 2. Состав завода
- 3. Продукция завода
- 2. Бензин
- 3. Керосин
- 4. Дизельное топливо
- 6. Гудрон
- 7. Сухой газ
- 8. Жирный газ
- 12. Масла
- 13. Катализатор
- 4. Технологические установки
- 4.1. Установка элоу-авт-6
- 4.1.1. Блок атмосферной перегонки нефти установки элоу-авт-6
- 4.1.2. Блок вакуумной перегонки мазута установки элоу-авт-6
- 4.1.3. Блок стабилизации и вторичной перегонки бензина установки элоу-авт-6
- 4.2. Технология процесса каталитического крекинга
- 4.2.1. Значение и назначение процесса
- 4.2.2. Сырье каталитического крекинга
- 4.2.3. Коксообразование
- 4.2.4. Технологическая схема установки каталитического крекинга с прямоточным лифт-реактором
- 4.3. Каталитическое о-алкилирование метанола изобутиленом
- 4.3.1. Основы управления процессом о-алкилирования метанола изобутиленом
- 4.4. Процесс каталитического риформинга
- 4.4.1. Установки каталитического риформинга со стационарным слоем катализатора
- 4.4.2. Установки каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора
- 4.5. Промышленные процессы гидрооблагораживания дистиллятных фракций
- 4.5.1. Технологическая схема установки гидроочистки дизельного топлива лч-24-2000
- 4.5.2. Гидроочистка вакуумных дистиллятов
- 4.6. Процессы гидрокрекинга нефтяного сырья
- Легкий гидрокрекинг вакуумного газойля
- Гидроочистка дизельных топлив
- Список литературы