1.1 Содержание системы организации вспомогательным и обслуживающим производством на предприятии
Промышленное производство — это сложный процесс превращения сырья, материалов полуфабрикатов и других предметов труда в готовую продукцию, удовлетворяющую потребностям рынка.
Производственный процесс — это совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии для изготовления продукции.
Производственный процесс состоит из следующих процессов:
- основные — это технологические процессы, в ходе которых происходят изменения геометрических форм, размеров и физико-химических свойств продукции;
- вспомогательные — это процессы, которые обеспечивают бесперебойное протекание основных процессов (изготовление и ремонт инструментов и оснастки; ремонт оборудования; обеспечение всеми видами энергий (электроэнергией, теплом, паром, водой, сжатым воздухом и т.д.));
- обслуживающие — это процессы, связанные с обслуживанием как основных, так и вспомогательных процессов и не создающие продукцию (хранение, транспортировка, тех. контроль и т.д.) [22, с. 102].
В условиях автоматизированного, автоматического и гибкого интегрированного производств вспомогательные и обслуживающие процессы в той или иной степени объединяются с основными и становятся неотъемлемой частью процессов производства продукции. Структура производственных процессов представлена на рисунке 1.1
Рисунок 1.1. - Структура производственных процессов
Цехи (подразделения) вспомогательного производства обеспечивают условия для функционирования основного производства (обеспечение инструментом, энергией, ремонтом оборудования и т.д.) [22, с. 104].
Организация инструментального хозяйства.
Задача инструментального хозяйства — своевременное изготовление и обеспечение производства высокопроизводительным и экономичным инструментом и технологической оснасткой, а также поддержание его в работоспособном состоянии в период эксплуатации.
Работа по обеспечению инструментами и технологической оснасткой выполняется подразделениями инструментального хозяйства и ведется по двум направлениям:
- инструментальное производство;
- инструментальное обслуживание.
На рисунке 1.2 представлена структура инструментального хозяйства.
Рисунок 1.2 - Структура инструментального хозяйства
Функции инструментального хозяйства:
1) разработка нормативов потребления инструмента и оснастки; 2) планирование: изготовления, приобретения, ремонта; 3) изготовление инструмента и оснастки; 4) приобретение; 5) организация хранения и обслуживание цехов; 6) ремонт и восстановление; 7) заточка; 8) утилизация; 9) надзор за надлежащим использованием.
Потребность предприятия в инструменте и технологической оснастке складывается из расходного и оборотного фондов.
Расходный фонд — это годовая потребность в инструменте для выполнения запланированного объема и номенклатуры продукции. Расчет потребности по каждому виду инструмента ведется по утвержденным нормам расхода и годовой производственной программы.
Оборотный фонд — запас инструмента (Zоб) для обеспечения нормальной работы производства, образующийся:
- из складских запасов: в ЦИСе и ИРК (Zскл); - эксплуатационного фонда на рабочих местах (Zр); - инструмента в заточке (Zз); - инструмента в ремонте (Zрем); - инструмента на контроле (Zк).
Zоб = Zскл + Zр + Zз + Zрем + Zк (1.1)
Размер запасов в основном устанавливается по системе "максимум — минимум", то есть каждый вид инструмента имеет три нормы запаса.
Эти нормы запаса рассчитываются по формулам:
Zmax = Rдн Ч Tпз + Zmin (1.2); Zmin = Rдн Ч Tс.изг (1.3); Zт.з = Rдн Ч Tн.изг (1.4),
где Rдн — среднедневная потребность ИРК цехов в данном инструменте (шт);
Tп.з — периодичность пополнения запаса (дн.);
Тс.изг и Tн.изг — время срочного и нормального изготовления партии инструмента или приобретения партии покупного инструмента (дн).
Объем партии заказа (Zпар) равен
Zпар = Zmax - Zmin. (1.5)
Организация инструментального обслуживания непосредственно в производственных подразделениях предприятия предполагает бесперебойное снабжение рабочих мест инструментом, их правильную эксплуатацию, своевременный и качественный ремонт [20, с. 96].
Организация ремонтной службы предприятия.
Задача ремонтной службы предприятия — обеспечение постоянной работоспособности оборудования и его модернизация, изготовление запасных частей, необходимых для ремонта, повышение культуры эксплуатации действующего оборудования, повышение качества ремонта и снижение затрат на его выполнение.
Функции ремонтной службы предприятия:
- разработка нормативов по уходу, надзору, обслуживанию и ремонту оборудования;
- планирование ППР;
- планирование потребности в запасных частях;
- организация ППР и (ППО), изготовления или закупки и хранения запчастей;
- оперативное планирование и диспетчирование сложных ремонтных работ;
- организация работ по монтажу, демонтажу и утилизации оборудования;
- организация работ по приготовлению и утилизации смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ);
- разработка проектно-технологической документации на проведение ремонтных работ и модернизации оборудования;
- контроль качества ремонтов;
- надзор за правилами эксплуатации оборудования и грузоподъемных механизмов.
Ремонтную службу предприятия возглавляет отдел главного механика предприятия (ОГМ). Структура ремонтной службы представлена на рис. 1.3.
Рисунок 1.3 - Структура ремонтной службы предприятия
Система планово-предупредительного ремонта (ППР) — это комплекс планируемых организационно-технических мероприятий по уходу, надзору, обслуживанию и ремонту оборудования. Мероприятия носят предупредительный характер, т.е. после отработки каждой единицей оборудования определенного количества времени производятся профилактические осмотры и плановые ремонты его: малые, средние, капитальные.
Чередование и периодичность ремонтов определяется назначением оборудования, его конструктивными и ремонтными особенностями и условиями эксплуатации.
ППР оборудования предусматривает выполнение следующих работ:
- межремонтное обслуживание; - периодические осмотры;
Периодические плановые ремонты: - малые; - средние; - капитальные.
Межремонтное обслуживание — это повседневный уход и надзор за оборудованием, дежурным персоналом ремонтной службы цеха.
Периодические осмотры — осмотры, промывки, испытания на точность и прочие профилактические операции, проводимые по плану через определенное количество отработанных оборудованием часов.
Периодические плановые ремонты
Малый ремонт — детальный осмотр, смена и замена износившихся частей, проверка на точность, испытание.
Средний ремонт — детальный осмотр, разборка отдельных узлов, смена износившихся деталей, проверка на точность перед разборкой и после ремонта.
Капитальный ремонт — полная разборка оборудования и узлов, детальный осмотр.
Ремонтный цикл — это период работы оборудования от начала ввода его в эксплуатацию до первого капитального ремонта или период работы между двумя капитальными ремонтами.
Продолжительность ремонтного цикла — промежуток времени между двумя капитальными ремонтами [1, с. 65].
Организация энергетического хозяйства предприятия.
Задачи энергетического хозяйства предприятия:
- обеспечение бесперебойного снабжения производства всеми видами энергии;
- наиболее полное использование мощности энергоустройств и их содержание в исправном состоянии;
- снижение издержек на потребляемые виды энергий.
В зависимости от особенностей технологических процессов на предприятиях потребляются различные виды энергий и энергоносителей, для обеспечения которыми и создается энергетическая служба: это электроэнергия, тепловая энергия (перегретый пар, горячая вода), сжатый воздух, природный газ, газы (углекислота, аргон, азот, хлор, кислород, водород), вода разной степени очистки, а также централизованные системы отопления, канализации (ливневой, сточной, фекальной, химически загрязненной), вентиляции и кондиционировании воздуха.
Функции энергетической службы предприятия:
- разработка нормативов, касающихся энергетической службы;
- планирование потребности всех видов энергии и энергоносителей, составление энергетического баланса предприятия;
- планирование ППР оборудования;
- планирование потребности в запчастях;
- организация выработки (обеспечения) предприятия всеми видами энергии;
- оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами энергии;
- организация ремонтных работ оборудования;
- разработка технической документации для проведения монтажных, ремонтных работ оборудования и энергетических коммуникаций (сетей);
- организация обслуживания энергетического оборудования, сетей, линий связи;
- контроль за качеством ремонтных работ;
- организация монтажных, пусконаладочных работ нового оборудования, демонтаж и утилизация списанного оборудования по энергетической части.
Структура энергетической службы (примерная) приведена на рисунок 1.4.
Рисунок 1.4 - Структура энергетической службы предприятия
Организация и эксплуатация энергохозяйства основаны на планировании производства в энергии и определении источников ее покрытия. Потребность в энергоресурсах устанавливается на основе норм их расхода и годовой программы выпуска продукции [1, с. 68].
Кроме энергии на производственные цели, учитывается ее расход на освещение, вентиляцию, отопление, а также потери в заводских сетях.
Потребность в технологической энергии рассчитывается из норм расхода по операциям или видам оборудования.
Расход энергоносителей — сжатого воздуха, инертных газов, пара и т.д. (м3)
, (1.6)
где nрэм — норма расхода энергоносителей на один час работы оборудования (метр кубический);
Fд — действительный фонд времени работы оборудования за этот период времени;
Kз — коэффициент загрузки оборудования по времени;
Kпс — коэффициент потерь в сетях.
Потребность в электрической энергии (квт. ч.)
, (1.7)
где е M — суммарная мощность действующих электроустановок (в квт.);
Kс — коэффициент спроса, учитывающий недогрузку по мощности;
Годовая потребность в топливе на производственно-технологические нужды (кг, м3)
, (1.8)
где Vтепл — расход тепла в год (кал);
g — калорийность топлива (кал/кг, кал/метр кубический);
Kкпд — коэффициент полезного действия котельной установки [22, с. 109].
Энергетический баланс предприятия составляется в виде таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Энергетический баланс предприятия
Вид энергии | Потребность в год | Источники получения | |
Собственное производство | Сторонние источники | ||
Электроэнергия | 100 млн. квт. ч. | - | 100 млн. квт. ч |
Тепловая энергия | 32 Г кал | 12 Г кал | 20 Г кал |
Вода питьевая | 100 000 м3 | 80 000 м3 | 20 000 м3 |
и т.д. |
|
|
|
Примечание – Собственная разработка автора по данным предприятия
Организация транспортного хозяйства предприятия.
Задачи транспортного хозяйства — осуществление бесперебойной транспортировки всех грузов в соответствии с производственным процессом, содержание транспортных средств в исправном и работоспособном состоянии, снижение издержек на транспортные и погрузо-разгрузочные работы. Рациональная организация транспортного хозяйства служит предпосылкой снижения себестоимости продукции.
В зависимости от особенностей технологических процессов и типов производств на предприятии применяются различные транспортные средства.
Структура транспортной службы предприятия зависит от особенностей производственного процесса, типа производства и объемов выпуска продукции.
Примерная структура транспортной службы машиностроительного (приборостроительного) предприятия приведена на рисунке 1.5.
Рисунок 1.5 - Структура транспортной службы предприятия
Функции транспортной службы предприятия:
- разработка нормативов, касающихся транспортной службы;
- планирование потребностей всех видов транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота;
-планирование ППР транспортных средств;
-организация осмотров и ремонта транспортных средств;
-организация безопасности движения;
- организация обслуживания транспортных средств (заправка ГСМ, мойка);
- организация приобретения новых транспортных средств, их регистрации в государственных органах, получения лицензий на перевозку грузов и людей, списания и утилизации транспортных средств [2, c.54].
Планирование потребности в транспортных средствах (ТС)
Для эффективного планирования потребности ТС определяются грузооборот предприятия и грузопотоки.
Грузооборот — это сумма всех грузов, перемещаемых на предприятии за определенный промежуток времени (или сумма всех грузопотоков предприятия). Грузопоток — количество грузов (т, шт., кг), перемещаемых в определенном направлении между цехами и складами за определенный промежуток времени. Перевозки подразделяются на разовые и маршрутные.
Разовые перевозки — перевозки по отдельным неповторяющимся заказам (заявкам). Маршрутные перевозки — постоянные или периодические перевозки по определенным маршрутам: маятниковая система; кольцевая система.
Одним из методов определения объемов грузопотоков и грузооборота предприятия является составление шахматной ведомости (рисунок 1.6).
Рисунок 1.6 - Шахматная ведомость грузопотоков предприятия
В этой ведомости отражаются все перемещения грузов. По вертикали перечислены цехи-отправители и склады, а по горизонтали в том же порядке указаны цехи-получатели и склады.
Каждый цех и склад представлен графой и строкой. Итоги граф показывают общее поступление грузов в данный цех, итоги строк — величину отправления грузов. Сумма итогов граф или строк по всем цехам и складам отражает величину внутренних грузопотоков.
Количество транспортных средств рассчитывается как по межцеховым перевозкам, так и по внутрицеховым и межоперационным транспортным системам.
Основными направлениями совершенствования транспортного хозяйства на предприятиях являются: механизация и автоматизация транспортных операций в сочетании с высокой их организацией; применение унифицированной тары (в том числе и оборотной); внедрение единой производственно-транспортной (комплексной) технологии; специализация средств межцехового транспорта по роду перевозимых грузов; организация контейнерных перевозок; внедрение автоматизированных систем управления транспортом.
Организация складского хозяйства предприятия
Основными задачами складского хозяйства являются:
- организация надлежащего хранения материальных ценностей;
- бесперебойное обслуживание производственного процесса;
- отгрузка готовой продукции.
Структура складского хозяйства (рисунок 1.7) зависит от специфики производственного процесса, типа производства и объема выпуска продукции.
Рисунок 1.7 - Структура складского хозяйства
Функции подразделений складского хозяйства:
- планирование работ;
- приемка, обработка (в том числе сортировка) грузов;
- организация надлежащего хранения (создание условий для исключения повреждений порчи; поддержание необходимой температуры, влажности);
- постоянный контроль и учет движения материальных ценностей;
- своевременное обеспечение производственного процесса материалами, комплектующими изделиями и т.д.;
- создание условий, предотвращающих хищение материальных ценностей;
- строгое соблюдение противопожарных мер безопасности (особенно на складах ГСМ, ЛВЖ, красок и лаков, резинотехнических изделий, химикатов и т.п.);
- комплектование готовой продукции, упаковка ее, подготовка отгрузочной документации и отгрузка.
Механизация и автоматизация складских работ — основное направление совершенствования организации работ, связанных с хранением материальных ценностей и передачей их в производство. Современный склад — это сложное хозяйство, состоящее из вертикальных стеллажных конструкций (нормальная высота до 10 и более метров); автоматические штабелирующие машины с программным управлением, специальная тара, перегрузочные устройства, технические средства систем автоматического управления складом [3, c.70].
- Содержание
- Введение
- 1 Теоретические аспекты организации деятельности вспомогательных и обслуживающих подразделений предприятия
- 1.1 Содержание системы организации вспомогательным и обслуживающим производством на предприятии
- 1.2 Методики и способы оценки системы организации вспомогательным и обслуживающим производством на предприятии
- Ксуп «Тепличное»
- 1.3 Прогрессивные формы системы управления вспомогательным и обслуживающим производством на предприятии
- 2 Анализ эффективности организации и деятельности вспомогательных подразделений ксуп «тепличное»
- 2.1 Организационно-экономическая характеристика ксуп «Тепличное»
- 2.2 Анализ, состав и структура системы управления вспомогательным производством на предприятии
- 2.3 Оценка системы управления вспомогательным производством на предприятии
- 3Исследование путей совершенствования деятельности вспомогательных и обслуживающих производственных подразделений предприятия
- 3.1 Автоматизация процесса горения топлива в котлах котельной №1.
- 3.2 Установка регулируемого привода на сетевой насос котельной №2
- 3.3 Установка регулируемого привода на сетевой насос котельной №1
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложение