logo search
СТИЛИСТИКА

29. Романская мода.

В XII веке, прежде всего во Франции, романское платье, напоминающее скорее монашеское облачение, постепенно сменяется одеждой, тесно прилегающей к фигуре и более грациозной, которая, в основномв XIX веке, окончательно приобретает светский характер со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Как и в Византии, поверх верхней одежды надевается ещё и плащ, который становится универсальной одеждой всех классов. Голова покрыта небольшим покрывалом, которое ниспадает по самые плечи, а поверх него часто накидывается ещё верхний плащ.

В романскую эпоху мужская одежда принципиально отличалась от женской. Нижняя и верхняя туника в мужской одежде уже ранее поднялись до колен и открыли штаны – неприлегающие штанины, которые заправлялись в высокие ботинки. Характер и украшения мужской одежды аналогичны женским. И мужчины носят плащи, остатки античной хламиды, скрепленные застежкой, по большей части на правом плече.

Мужским идеалом был уже не храбрый боец, одетый в грубые военные штаны и шкуры – теперь это был изнеженный молодой человек с длинными завитыми волосами, украшенными цветами, и одетый подобно женщине.

Обуви не хватает красочности и разнообразия фасонов – поголовно все носят полувысокие ботинки без застежек, собственно какие-то штиблеты без шнурков. Но уже в это время начинает появляться обувь с клювообразно вытянутыми мысами; эта деталь широко распространится только в позднем Средневековье.

Только в эпоху позднего Средневековья замужние женщины начинают открывать волосы, которые укладывают в соответствии с модой того времени. До этого же времени места, где волосы выглядывают из-под чепца, тщательно выбривают. Мужчины в период позднего Средневековья стригут волосы коротко, выбривая их на затылке и около ушей и равномерно расчесывая их по всей голове.

В Средние века головные уборы приобретают различные формы: иногда полукруглую или цилиндрическую, иногда конусообразную или пирамидо-видную. В это время головные уборы становятся прежде всего украшением или даже предметом роскоши. Люди украшали их перьями, мехом, лентами, а самые богатые – жемчугом и алмазами.

Сам по себе романский стиль в современной моде почти не отражен, но зато в ней широко представлен фольклорный стиль, который во многих своих чертах (например, в сочетании простоты кроя и богатой отделки, включая, в частности, вышивку) восходит к романским корням.

30. Возрождение моды в готическом стиле.

Готический стиль формируется под сильнейшим влиянием мистицизма, который достигает апогея в ХII–ХIII вв.

Готический стиль стал следующим этапом развития текстильного ремесла в Европе. В эпоху высокого Средневековья портные уже умели делать весьма сложные вещи в плане кроя и отделки.

31. Отличительные признаки готического стиля.

Измененный крой одежды проявился прежде всего в выкройке рукавов и их соединении с плечом. Тесно облегая плечевой сустав, платье следует далее линиям тела таким образом, что видно, собственно, само тело. Оформление рукавов гораздо более выразительно, чем это было ранее. К запястью они иногда расширяются, переходя в длинные углы на локтях, которые красиво округлены и тянутся иногда до земли. В Чехии длинные полоски материи на рукаве, которые начинались, в основном, от локтя назывались «пахи» («пах» – по-чешски «запах»), т. к. они тянулись за идущим человеком, как запах. Жилетка также сменилась выкроенным лифом, который стало возможно сшить благодаря боковым швам и вытачкам, делаемым по фигуре. Чтобы лиф был ещё более прилегающим, в XIV веке его стягивают шнуровкой либо застегивают на ряды пуговиц.

Пуговицы появляются в первой половине XIV века, когда платье прилегало так тесно, что едва можно было двигаться. Только тогда свободное покрывало превратилось в выкроенное замысловатое платье и наступила окончательная разлука со свободной античной туникой. Жилетка, ещё в XIII веке закрытая, начинает сначала обнажать шею, а позднее и грудь, а юбка удлинилась до длины шлейфа, подчеркивая бедра.