logo search
Бортовые вычислительные комплексы / курсач / мой курса4

Магнитный компас резервный ки-13

Магнитный компас КИ-13 предназначен для определения и выдерживания компасного курса самолета, а также для установки самолета в заданном направлении после разворота.

Принцип действия компаса основан на использовании свойства свободно подвешенного магнита, имеющего форму стержня, устанавливаться в полости магнитного меридиана Земли. Установлен магнитный компас над приборной доской, вдоль продольной оси самолета.

Магнитный компас КИ-13 является дублирующим курсовым прибором и используется экипажем самолета при отказе основного компаса. Однако экипаж

Самолета обязан в полете эпизодически наблюдать за показаниями компаса КИ-13 как дающего общую ориентацию о курсе следования самолета, и сличать эти показания с показаниями основного компаса для своевременного обнаружения его неисправности.

Рисунок 8 – Резервный магнитный компас КИ-13

Ошибки магнитного компаса КИ-13

Ошибка магнитного компаса подразделяются на две группы: методические, зависящие от самого метода измерения курса самолета; инструментально-шкаловые – от качества изготовления прибора и других факторов.

Северная поворотная ошибка учитывается так: при выводе самолета из разворота на северных курсах надо не доводить самолет до намеченного курса на величину крена разворота, а на южных курсах, наоборот, переводить, в среднем на ту же величину крена.

Девиация компаса подразделяется на полукруговую и четвертную. Полукруговая девиация уничтожается штурманом на четырех основных румбах 0, 90, 180 и 270°. Четвертая девиация списывается на восьми румбах 0, 45, 90, 135, 180, 225, 270 и 315° и учитывается в полете по графику, устанавливается в кабине экипажа.

Креновая девиация возникает при полете самолета с поперечными и продольными кренами. Наибольшего значения она достигает при продольных кренах (наборе высоты или снижения). В практике самолетовождения не учитываются.

Инерционная ошибка возникает при развороте самолета под действием центробежных сил, действующих на утяжеленный конец картушки, которая отклоняется от плоскости магнитного меридиана. Поэтому после выхода из разворота отсчет надо производить через 20-30 секунд.

Вибрационная ошибка возникает под влиянием вибрации самолета, воздействующей на картушку. Эту ошибку сводят к минимуму методом амортизации компаса.

Основные характеристики

Инструментально-шкаловая погрешность компаса, град

1

Угол застоя картушки без постукивания, град. не более

1

Компас работает в диапазоне температур, °С

+50 до -60

Время полного успокоения картушки компаса, сек. не более

17

Габаритные размеры, мм

52×50

Масса, кг

0,15