3.2. Применение авиационных двигателей в гпа
Ещё в 1970-х годах на базе авиационного двигателя НК-12МА была создана установка для газоперекачивающих агрегата ГПА-Ц-6,3 мощностью 6300 кВт. Создание этого агрегата явилось первым в нашей стране опытом применения модернизированного авиационного двигателя для привода газового нагнетателя. Кроме того, впервые практически было доказано, что газоперекачивающие агрегаты такого типа могут успешно эксплуатироваться в блок-контейнерах без здания турбокомпрессорного цеха, что резко сокращает сроки сооружения компрессорных станций.
Газоперекачивающие агрегаты ГПА-Ц-6,3 были внедрены в эксплуатацию на компрессорных станциях газопроводов «Оренбург-Куйбышев» и «Нижняя Тура-Пермь-Казань-Горький» в 1974-1975г.г. Для газоперекачивающего агрегата ГПА-Ц-6,3 была создана специальная газотурбинная установка НК-12СТ со свободной турбиной на базе этого двигателя с максимальной унификацией узлов и деталей серийного двигателя. При создании было обеспечено запас устойчивости работы при минимальной мощности, достаточно высокая экономичность, умеренная температура газа перед турбиной для гарантирования надёжности двигателя. На рис.3.10. газоперекачивающий агрегат ГПА-Ц-6,3.
Рис. 3.10. Газоперекачивающий агрегат ГПА-Ц-6,3
ГПА-Ц-6,3 представляет собой блочную установку, состоящую из авиационного двигателя, центробежного нагнетателя природного газа и вспомогательных систем и оборудования. Все основные элементы ГПА представляют собой блочные модули, стыкуемые между собой на месте монтажа. Опыт эксплуатации агрегата подтвердил целесообразность использования авиационных двигателей в качестве привода центробежных нагнетателей газа и необходимость совершенствования конструкции агрегата, его основных и вспомогательных систем, компоновочных решений КС, а также комплектно-блочного метода строительства компрессорных станций с подобными агрегатами.
Выпуск блочно-комплектного агрегата ГПА-Ц-6,3 явился толчком для принятия новых технических решений при проектировании КС, привёл к унификации генерального плана для всех проектируемых КС с этими агрегатами. Пылеуловители, АВО газа, установки по подготовке топливного и пускового газа и технологические узлы станций разработаны в блочном исполнении. Из сборных конструкций выполняется блок вспомогательных служб в составе: узла связи, мастерской, котельной, бытовых помещений.
На рис. 3.11. представлена газотурбинная установка.
Рис. 3.11. Газотурбинная установка ГПА-Ц-6,3 НК-12СТ
Капитальные затраты на строительство КС, оборудованной ГПА-Ц-6,3 на 35% ниже, а срок строительства почти в 2 раза меньше по сравнению с КС, оборудованной стационарными газотурбинами такой же мощности.
Применение авиационных двигателе в качестве привода ГПА в блочном исполнении получило распространение благодаря ряду преимуществ перед стационарными:
- большой мощностью при малой массе;
- быстрому монтажу и демонтажу;
- быстрому запуску и выходу на режим;
- дистанционной системе управления и регулирования режима двигателя;
- возможностью создания передвижных газоперекачивающих агрегатов;
- высоким техническим показателям и т.д.
Имеется опыт использования авиационных двигателей и в нефтяной промышленности, например по эксплуатации турбонасосной установки ПГБУ-2ЖР с авиационным двигателем с системе магистрального нефтепровода Омск-Туймазы 2.
- «Камский институт гуманитарных и инженерных технологий»
- Учебное пособие
- Содержание
- Введение
- Р ис.1. Газопровод-отвод Петропавловск-Камчатский
- Глава 1
- 1. Оборудование для очистки и подготовки газа к дальнему транспорту.
- 1.1. Очистка газа от механических примесей, воды, сероводорода и углекислоты.
- 1.2. Источники загрязнения магистральных газопроводов.
- 1.3. Очистка газа от механических примесей
- 1.4. Конструкции аппаратов по очистке газа
- 1.5. Эксплуатация и ремонт аппаратов по очистке газа.
- 2. Оборудование для осушки газа
- 2.1. Общие положения
- 2.2. Установки осушки газа и их эксплуатация
- 2.3. Очистка газа от сероводорода
- 2.4. Очистка газа от углекислого газа
- 2.5. Газогидраты, причины образование, меры борьбы
- 3. Оборудование компрессорных станций
- Р ис.3.1. Технологическая схема кс, оборудованная гмк
- Р ис. 3.6. Кс в блочном исполнении гпу-16
- 3.1. Эксплуатация оборудования кс.
- Р ис. 3.8. Аппараты воздушного охлаждения газа на кс
- 3.2. Применение авиационных двигателей в гпа
- 3.3. Разработка гпа нового поколения.
- Глава 2
- 4. Оборудование головных сооружений нефтепроводов.
- 4.1. Сбор и подготовка нефти на промысле.
- 4.2. Установки для подготовки нефти
- 4.3. Установка подготовки воды
- 4.4. Автоматизированные групповые замерные установки
- 4.5. Оборудование для обезвоживания и обессоливания нефти
- 4.6. Оборудование для очистки и подготовки сточных вод
- 4.7. Блочные автоматизированные установки подготовки нефти, газа и воды.
- Р ис. 4.32. Отстойник воды
- 5. Насосное оборудование
- 5.1. Центробежные насосы.
- 5.2. Насосы «Sulzer pumps»
- 5.3. Подпорные насосы нпс
- Основные технические характеристики насосов типа нмп, нДвН и нДсН
- 5.4. Виброизолирующие компенсирующие системы
- 6. Фильтры–грязеуловители
- Глава 3
- 7. Оборудование, применяемое на нефтегазопроводах
- 7.1. Трубопроводная арматура
- Значения условных проходов по гост 28338-89
- Р ис. 7.1. Условное обозначение запорной арматуры
- 7.1.1. Классификация арматуры
- 1. По области применения.
- 2. По функциональному назначению (виду).
- 3. По конструктивным типам.
- До 225°с и давлении до 1,6мПа
- 4. В зависимости от условного давления рабочей среды:
- 5. По температурному режиму:
- 6. По способу присоединения к трубопроводу.
- 7. По способу герметизации.
- 8. По способу управления.
- 7.2. Узлы запуска и приёма средств очистки и диагностики лч мт
- 7.3. Расходомеры
- 7.3.1. Классификация расходомеров
- Техническая характеристика расходомера рга -100(300)
- Техническая характеристика вихревого счётчика серии
- Техническая характеристика расходомеров рс – 2м и пирс – 2м
- Техническая характеристика ультразвукового расходомера ufm 3030
- Техническая характеристика расходомеров tzr g160 – g16000:
- 7.4. Оборудование для одоризации газа
- 7.5. Конденсатосборники
- Глава 4
- 8. Оборудование резервуарных парков
- 8.1. Плавающие покрытия
- 8.1.1. Классификация плавающих покрытий
- Наружные плавающие покрытия
- Масса плавающих крыш различной конструкции
- Внутренние плавающие покрытия
- 8.1.2. Конструкция уплотняющих затворов
- 8.1.3. Алюминиевый купол для резервуара
- 8.2. Лестницы
- 8.3. Замерные площадки
- 8.4. Люки и лазы
- 8.5. Водоспускные приспособления
- 8.6. Хлопушки
- 8.7. Дыхательная арматура
- Основные характеристики дыхательных клапанов типов ндкм и кпг
- Технические характеристики клапанов кдса
- Основные технические характеристики клапанов кдзт
- Основные технические характеристики клапанов смдк
- Основные технические характеристики клапанов типа кпс
- Техническая характеристика предохранительных клапанов типа кпг
- 8.8. Диски-отражатели
- Размеры диска-отражателя
- 8.9. Размывочные головки
- Основные технические характеристики устройств «Тайфун»
- Список литературы
- Содержание