logo search
Проектирование сварных конструкций / shestel_l_a_proizvodstvo_svarnyh_konstrukciy_zagotovitelnoe

3.4.1. Особенности выполнения транспортных операций в зависимости от серийности производства

В процессе изготовления сварных конструкций связь между отдельными операциями и переходными (или рабочими местами) осуществляется подъемно-транспортными средствами. Рациональное выполнение транспортных операций имеет большое значение, т.к. при недостаточном внимании к их механизации затраты труда могут быть больше, чем на операции сварки. Погрузочно-разгрузочные работы относятся к категории тяжелых (более 20–25 кг).

Подъемно-транспортное оборудование подразделяется на две группы: грузоподъемное и транспортирующее.

В качестве универсального подъемно-транспортного оборудования в едином и серийном производстве применяются мостовые краны, кран-балки, электрокары и др., а также местные устройства в виде консольных, портальных кранов передвижных и стационарных.

Мостовой кран – подъемный кран, предназначенный для подъема, опускания и горизонтального перемещения груза. Состоит он из мостового пролетного строения или балки, снабженных концевыми балками с ходовыми тележками, передвигающимися по рельсам, уложенным на подкрановые балки. Грузовая тележка перемещается вдоль пролетного строения. Используют как основное подъемно-транспортное средство в цехах. Грузоподъемность 5–450 т.

Мостовые краны, получившие наибольшее распространение, делятся на одно- и двухбалочные. В однобалочных кранах вместо тележки применяется электроталь грузоподъемностью 1–5 тс.

Двухбалочные грузоподъемностью 5–450 тс применяются в цеховых пролетах шириной 10,5–32 м. Краны грузоподъемностью 16 тс и более оснащены двумя независимыми механизмами подъема – главным и вспомогательным.

Оптимальная площадь обслуживания одним мостовым краном до 2500 м2 (в цеховых складах). Часто на заготовительных участках, складах применяют мостовые краны с двумя тележками по 10 тс каждая, на сборке и сварке используются краны грузоподъемностью 20 тс и выше.

В цехах тяжелого машиностроения при выпуске тяжелых конструкций 200–250 тс устанавливают краны грузоподъемностью 150 тс (в расчете на совместную работу двух кранов с траверсой).

Велосипедные краны (консольные) передвигаются вдоль стены по двум рельсам (один – на полу, другой на стене или колоннах).

Для обслуживания отдельных рабочих мест применяют стационарные поворотные краны (консольные), расположенные у колонны (стены) или свободностоящие краны с переменным или постоянным вылетом, в том числе шарнирные (с ломающейся стрелой). Они обслуживают площадь в радиусе от 1,5 до 4 метров.

Транспортировка малогабаритных деталей и сварных узлов осуществляется электрокарами и аккумуляторными погрузчиками, грузоподъемностью 0,5–5тс.

По типу транспортные связи между позициями подразделяются на линии с жесткой связью – без заделов и гибкой связью – с заделами между позициями. В зависимости от типа межоперационного транспорта линии бывают с универсальным транспортом, со специализированным шаговым транспортом, с распределительным конвейером, с конвейером толкающего типа, роторного типа.