3 ИсторияАтф
История факультета начинается в конце 40-х, начале 50-х годов, когда коренным образом изменилась структура промышленности Белоруссии. Построены крупнейшие в стране Минские автомобильный, тракторный и мотовело заводы, а затем - БЕЛАЗ. Возникла острая необходимость в подготовке достаточного количества высококвалифицированных специалистов по автомобиле- и тракторостроению, по эксплуатации автомобильного транспорта и тракторов. В связи с этим в сентябре 1951 года в Белорусском политехническом институте путем выделения из механического факультета был создан автотракторный факультет.
Первым деканом нового факультета стал доцент Суслов П.О.
В последующем факультет возглавляли: доценты Блудов С.А., Миткевич С.П., Митин Б.Е., профессор Кокин Г.М., доцент Бренч М.П., профессор Кислов Н.В. , доцент Капустин Н.М. В настоящее время деканом АТФ является доцент Равино Виктор Валерьевич.
За более полувековой период факультет пережил несколько этапов своего развития. В первые годы он готовил инженеров по четырем специальностям: автомобильному транспорту, автостроению, тракторостроению и механизации сельскохозяйственного производства. На факультете обучалось 515 студентов. В 1952 году выпустились студенты, обучавшиеся на кафедре «Эксплуатация автомобильного транспорта».
Первым председателем Государственной экзаменационной комиссии АТФ был крупный инженер-механик и конструктор, государственный и политический деятель БССР - Бренч Петр Михайлович.
В 1955 году кафедра механизации сельскохозяйственного производства и ее студенты передаются во вновь открывшийся Белорусский институт механизации сельского хозяйства. Она и составила основу этого нового вуза. В 1956 году состоялся первый выпуск специалистов по автомобиле-и тракторостроению, принятых в 1951 году.
В 50-е годы на АТФ работали действительные члены АН БССР, доктора технических наук, профессора Ю.А. Вейс, М.Е. Мацепура, лауреат Государственной премии Н.Р. Размыслович, доценты А.С. Сачко, И.С. Цитович.
В 60 - 70-е годы факультет развивался. Увеличилось число специальностей, рос контингент студентов, повышалось качество их подготовки, началось обучение иностранных студентов, возникли новые кафедры и научные подразделения, совершенствовались учебно-методическая и научная квалификация преподавателей. Образовались кафедры: «Двигатели внутреннего сгорания» — 1961 год, «Экономика и организация автотракторного производства и автотранспорт» - 1966 год, «Инженерная графика машиностроительного профиля» - 1974 год.
В 1978 году кафедра «Автомобильный транспорт» делится на две кафедры: «Техническая эксплуатация автомобилей» и «Автомобильные перевозки и ремонт автомобилей».
АТФ — один из главных инициаторов создания форм связи вуза с производством. В 1974 — 1975 годах организационно оформились учебно-научно-производственные объединения «МАЗ-БПИ», «МТЗ-БПИ». В 1975 году на автомобильном и тракторном заводах созданы соответственно кафедры «Большегрузные автомобили» и «Колесные тракторы», возглавляемые главными конструкторами заводов. Методическое руководство ими осуществляют соответствующие кафедры факультета. Сотрудники заводов по совместительству участвуют в учебном процессе, издают учебно-методическую литературу. Такая форма творческого сотрудничества способствует ускорению научно-технического прогресса, повышению качества подготовки специалистов.
В 80-е годы автомобильный транспорт, тракторостроение, да и другие отрасли промышленности потребовали подготовки новых специалистов по профилю факультета. В связи с этим создаются новые кафедры, реорганизуются некоторые действующие. Так, 1981 году кафедра «Автомобильные перевозки и ремонт автомобилей» разделилась на кафедры «Организация и безопасность дорожного движения» и «Автомобильные перевозки и ремонт автомобилей», в 1985 году создана кафедра «Гидропневмоавтоматика и гидропневмопривод», в 1988 году образована кафедра «Организация автомобильных перевозок и дорожного движения», в 1999 году создана кафедра «Коммерческая деятельность и бухгалтерский учет на транспорте». Всего на факультете 12 кафедр, в том числе 3 — на производстве.
В последующем еще проводилась некоторая реорганизация факультета. На сегодняшний день на АТФ ведется подготовка инженеров по специальностям: «Автомобилестроение», «Тракторостроение», «Техническая эксплуатация автомобилей», «Автосервис», «Гидропневмосистемы мобильных и технологических машин», «Двигатели внутреннего сгорания», «Организация дорожного движения», «Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте», «Экономика и управление на транспорте» (автомобильный транспорт), "Оценочная деятельность на автомобильном транспорте", «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Коммерческая деятельность», «Многоцелевые гусеничные и колесные машины», «Городской электрический транспорт».
Профессорско-преподавательский состав АТФ постоянно работает над совершенствованием учебного процесса, повышением качества подготовки специалистов. В учебный процесс включаются новые формы и методы обучения и воспитания. К ним относятся: организация ритмичной работы студентов, внедрение новейших достижений науки и техники, ЭВМ, совершенствование методической и научно исследовательской работы, проведение олимпиад, конкурсов студентов, разработка реальных курсовых и дипломных проектов, привлечение для проведения занятий ведущих ученых и специалистов Академии наук Республики Беларусь и народного хозяйства, широкое использование материально-технической базы автотракторных предприятий и учебно-научно-производственных объединений УНПО.
На факультете сформировалась своя научная школа. В соответствии с профилем АТФ на нем разработаны, проводились и проводятся основные направления научно-исследовательской работы. Особенно интенсивно и плодотворно ведутся научные исследования в области совершенствования конструкций и улучшения эксплуатационных характеристик двигателей, автомобилей, тракторов, транспортных машин и устройств, гидропневмоавтоматики на основе их автоматизации и оптимизации параметров с целью повышения производительности, снижения материалоемкости и экономичности работы. Кафедры эксплуатационного профиля работают также над повышением эффективности использования транспорта путем улучшения показателей надежности, сокращения затрат в эксплуатации.
В научных исследованиях принимают участие сотрудники всех кафедр и научных лабораторий. Факультет участвует в реализации десятков комплексных программ.
Процесс повышения удельного веса важнейшей тематики научно-исследовательских работ находит свое логическое продолжение в укреплении и расширении творческих связей АТФ с подразделениями АН РБ, промышленными предприятиями, основанных на хозяйственных договорах. За годы существования факультета общий объем научно-исследовательских работ составил десятки миллиардов рублей. Факультет оказывает помощь предприятиям по договорам о творческом сотрудничестве, число которых только в Республике Беларусь ежегодно составляет более сотни.
В последнее время значительно повысился качественный уровень проводимых на АТФ исследований, значимость и новизна разработок. За прошедшие годы преподавателями и научными сотрудниками предложено 1286 изобретений.
Результаты научных исследований находят широкое отражение в публикациях, демонстрациях разработок на выставках и внедрение их в производство. Общий объем публикаций по факультету составил более 3000. Из них: монографий 862, учебников и учебных пособий 826, сотни научных статей. Сотрудники получили 146 медалей и 488 дипломов ВДНХ РБ.
Факультет гордится научно-педагогическими школами, основателями которых можно считать таких представителей АТФ, как Волчек Л.Я., Цитович И.С., Гришкевич А.Н., Лефаров А.Х., Гуськов В.В., Метлюк Н.Ф. и другие.
Широко привлекаются к научно-исследовательской работе студенты. По материалам исследований, выполненных студентами самостоятельно или в соавторстве, оформлено 756 изобретений, опубликовано около 300 работ, 486 авторов отмечены дипломами. Студенческие изобретения и рационализаторские предложения внедряются в производство.
Деканат, кафедры добиваются, чтобы научная работа студентов, курсовое и дипломное проектирование были направлены на решение новых теоретических и практических вопросов, способствующих техническому прогрессу.
На нашем факультете впервые в университете создано студенческое конструкторское бюро (СКБ). Факультетское СКБ выполняло и выполняет работы по заказам автотракторной промышленности, участвует в разработке хоздоговорных тем, сотрудничает с заводскими конструкторскими бюро, вносит рационализаторские предложения, многие из которых внедряются в производство. Студенты участвуют в проектировании и строительстве гоночных автомобилей, работают над новыми гидромеханическими передачами, подвесками автомобилей, совершенствуют рабочие процессы двигателей. Многие курсовые и дипломные проекты выполняются по заданию конструкторских отделов заводов и автотранспортных предприятий.
Автотракторный факультет в составе университета осуществляет деловые связи со многими странами мира. Они проявляются в различных формах: обмен опытом учебно-методической и научной работы, стажировки, проведение совместных научных исследований, учеба в аспирантуре и докторантуре, чтение лекций, оказание помощи в подготовке национальных инженеров, педагогических и научных кадров, участие в международных научных конференциях, возобновляются обмены студентами по вопросам стажировки и практики (Болгария, Польша).
В 1960 году на АТФ началась подготовка специалистов для зарубежных стран. За прошедшие годы из 54 стран подготовлено более 400 инженеров, 2 доктора и 20 кандидатов технических наук.
На автотракторном факультете действует заочная форма подготовки специалистов. Обучение по этой форме осуществляется тем же составом профессоров, доцентов и преподавателей, что и по дневной форме. Деканат кафедры поддерживают деловые связи с предприятиями, на которых работают заочники.
Для выполнения лабораторных работ, сдачи экзаменов и зачетов, получения консультаций и других видов аудиторных занятий на период лабораторно- экзаменационных сессий студенты-заочники вызываются на факультет.
В связи реформированием экономики и высшей школы, качественно меняется учебный процесс. На кафедрах разрабатываются новые учебные планы и программы многоуровневой системы подготовки инженерных и научных кадров, внедряются дистанционные методы обучения.
В новых условиях наши студенты глубоко изучают не только технические дисциплины, но и такие вопросы, как хозяйственный механизм управления, основы внешнеэкономической деятельности, микропроцессорные системы управления транспортными средствами, практика работы с персональными ЭВМ, экология и радиационная экология, маркетинг и менеджмент...
Материально-техническая база факультета отвечает современными требованиями научно-технического прогресса и подготовки инженерных кадров.
За годы работы факультета выпущено более 10 тысяч специалистов. 421 из них окончили учебу с красным дипломом.
Членами профсоюза были и остаются почти все сотрудники и студенты. Председателями профкома в разное время работали: Болбас М.М., Железко Б.Е., Капустин Н.М., Ярошевич В.К., Романчик Е.В., Ломако Д.М., Расолько А.М., Бабук В.Я., Дмитриев А.Б., Миронович А.Е.
Важное место в физическом развитии сотрудников занимает спортивно-массовая работа. К систематическим занятиям физкультурой и спортом привлекаются многие сотрудники и практически все студенты. Ежегодно многие из них участвуют в спартакиадах университета по 25 видам спорта. Факультет ежегодно готовит десятки спортсменов-разрядников. Многие спортсмены защищают честь факультета на республиканских, городских, районных и институтских соревнованиях. Некоторые из студентов факультета успешно выступали и занимали призовые места на мировых и европейских чемпионатах. Среди них Новошинская Юлия, Будинский Виталий.
Начиная с 1955 года, автотракторный факультет ежегодно занимал призовые места на спартакиадах института, академии и университета или спортивных соревнованиях различного уровня, был награжден дипломами и грамотами. Так в 1955 году наши спортсмены заняли первые места по плаванию и штанге, второе место по лыжам; в 1960 году — первое место в спортивно-массовой работе, ручному мячу, второе место по боксу, третье место в эстафете 4х100; в 1961 и 1984 годах наша женская команда по волейболу была лучшей в институте; в 1965, 1966 годах наши спортсмены заняли 4 призовых места. Всего же спортивные команды АТФ за прошедшие годы более 100 раз награждались дипломами и грамотами союзного, республиканского, обласного, городского уровня и ректоратом университета. А студент Валерий Хмызенко в 1979 году за успехи в соревнованиях по теннису получил 9 дипломов и грамот, из них 3 диплома первой степени Центрального Совета ДСО «Красное Знамя». В 1998, 2000, 2001, 2002 годах факультет занимал 1-е место в спартакиаде среди факультетов БНТУ.
В воспитательную работу огромный вклад внесли участники Великой Отечественной войны. Они стояли во главе военно-патриотического воспитания, прививали любовь молодым людям к своей Родине, многострадальному белорусскому народу. В нашем трудовом коллективе за прошедшие годы работало более ста участников Великой Отечественной войны.
Деканат, общественные организации постоянно заботились и заботятся об эстетическом воспитании сотрудников и студентов. Кроме плановых занятий по этике и эстетике, организовывалось посещение музеев, театров, кино, проводились литературные диспуты, встречи с писателями, художниками, поэтами , артистами, читались лекции по вопросам искусства.
Много внимания уделялось художественной самодеятельности. На факультете работали кружки: хоровой, танцевальный, вокально--инструментальный ансамбль, духовой оркестр, команда КВН.
На смотрах художественной самодеятельности наши коллективы постоянно показывали высокое искусство, за что награждались грамотами, дипломами, отмечались премиями, получали благодарности от руководителей предприятий, колхозов и совхозов, куда выезжали на трудовой семестр. Так, в 1967 году на смотре художественной самодеятельности студенческих строительных отрядов Бурминского района Казахстана, ССО факультета занял первое место и награжден дипломом первой степени, а в 1968 году — третьей степени. В 1967 году дипломом первой степени награжден оркестр народных инструментов (руководитель Пармон Р.Я., заслуженный работник культуры БССР). В 1977 году факультет занял первое место на смотре коллективов художественной самодеятельности в БПИ и награжден дипломом первой степени; в 1981 году дипломом первой степени награжден духовой оркестр (руководитель студент Басюк А.Н.).
Всего за прошедшие годы коллективы художественной самодеятельности и отдельные исполнители награждались дипломами и грамотами более трехсот раз.
- Введение
- 2 История бнту
- 3 ИсторияАтф
- 4 Кафедра «Тракторы»
- 1) «Тракторостроение»;
- 5 Научная библиотека бнту
- 5.1 Правила пользования библиотекой
- 5.2 Порядок записи пользователей (читателей) в библиотеку
- 5.3 Порядок пользования абонементами и читальными залами библиотеки
- 5.4 Права, обязанности и ответственность пользователей (читателей)
- 5.5 Обязанности и права библиотеки
- 6 Структура Министерства промышленности
- 7 Структура машиностроительных предприятий
- 8.1 Тракторостроение
- 8.1.1 По «Минский тракторный завод»
- 8.2 Автомобилестроение
- 8.2.1 Оао «Минский автомобильный завод»
- 8.2.2 Оао «Минский завод колесных тягачей»
- 8.3 Строительно-дорожная техника
- 8.3.1 Оао «БелАз»
- 8.3.2 Оао «Амкадор»
- 8.4 Коммунальное машиностроение
- 8.4.1 Трамвайное производство
- 8.5 Сельскохозяйственные машины
- 8.6 Моторостроение
- 8.7 Пневмотическое и гидровлическое оборудование
- 8.7 Инструментальная промышленность
- 9 Патентоведение
- 10 Производство литья, порошковой металлургии, метиза
- 11 Работа по выбранной специальности и ее особенности
- 12 Вуз, наука, производство
- 13 Развитие промышленности рб
- 15 Заключение
- Список использованных источников