3.3. Общие технические характеристики топлив.
Технические характеристики подразделяются на общие характеристики, свойственные всем видам топлив (твердым, жидким, газовым), и характеристики, относящиеся к данному виду топлива.
Общими техническими характеристиками топлив являются теплота сгорания, содержание минеральных примесей (зольность), влагосодержание (влажность) и наличие серы в топливе (сернистость).
Теплота сгорания. Важнейшей характеристикой топлива является теплота сгорания (рассмотрена в § 3.2).
Зольность - содержание минеральных примесей. Наибольшее количество примесей имеют твердые топлива. Примеси попадают в топливо главным образом при его добыче из окружающих пород и состоят в основном из глины Al2O3· 2SiO2· 2Н2О, силикатов SiO2и железного колчедана FeS2. В состав примесей, кроме того, входят сульфаты кальция и железа, оксиды различных металлов, фосфаты, щелочи, хлориды и т.п. Минеральные примеси горючих сланцев в основном состоят из карбонатов кальция СаСО3и магния MgCO3.
При сжигании топлива минеральные примеси в зоне высоких температур ядра факела претерпевают ряд превращений, в процессе которых образуется зола. Исходные минеральные примеси и зола различаются не только по химическому составу, но и количественно. Для большинства углей минеральная часть на 7…15% больше, чем зольность после сгорания угля. Поэтому понятие зольности топлива А условно. Однако этот термин является общепринятым.
Минеральные твердые примеси в небольшом количестве попадают также в нефть в процессе ее добычи и переходят после переработки нефти в мазут. Зольность мазута обычно составляет не более 0,1%. Природный газ не имеет минеральных твердых примесей, и его балласт составляют негорючие газовые компоненты.
Образовавшаяся зола представляет собой смесь минералов, которые имеют разные температуры плавления (от 800 до 2700 °С). Свойства золы играют большую роль в организации работы парового котла. Часть золы, расплавленной в ядре факела, в условиях турбулентного перемешивания объединяется (слипается) и, становясь крупными тяжелыми частицами, выпадает в нижнюю часть топочной камеры (шлакоприемник) в виде шлака. Другие расплавленные частицы золы, двигаясь вместе с газами, налипают на настенные топочные экраны и затвердевают на них. Это явление называют шлакованием экранов. Мельчайшие твердые частицы золы подхватываются потоком топочных газов и уносятся из топочной камеры, образуя летучую золу. Зола загрязняет конвективные поверхности нагрева и снижает их тепловую эффективность.
Особенностью золы мазута (главным образом сернистого) является наличие в ней ванадия, интенсифицирующего образование плотных отложений на поверхности нагрева. Оксиды ванадия, кроме того, в определенной зоне температур вызывают коррозию этих поверхностей. Поэтому при эксплуатации мазутных электростанций принимают меры, предотвращающие развитие интенсивной ванадиевой коррозии.
Поскольку золовые частицы представляют собой смесь минералов с различной температурой их плавления, то по мере нагрева исходного спрессованного образца из золы в лабораторной печи происходит постепенное размягчение золовых частиц вплоть до расплавленного состояния (рис. 3.3).
Рис.3.3. Метод определения характерных температур плавкости золы.
Состояние золы при высокотемпературном нагреве характеризуется следующими температурными точками:
точка tА(t1) - начала деформации золовой пирамидки за счет небольшого количества расплавленных компонентов (для большинства топлив tА= 1000…1200°С);
точка tВ(t2) - начала размягчения золы, когда она переходит в состояние структурированной жидкости, но со значительным количеством в жидкой массе твердых (нерасплавленных) минералов (tВ= 1200…1350°С);
точка tC(t3) - жидкоплавкого состояния, характеризующего медленное растекание спрессованной массы золы на плоскости (tC= 1280…1450°С).
Нормальное жидкотекучее состояние шлака соответствует устойчивому вытеканию расплава (шлака) из отверстия заданного размера (tН.Ж= tC+ (50…100°С).
Температурная характеристика плавкости золы приводится в таблицах котельных топлив, и ее учет имеет важное значение для обеспечения надежности работы топки и поверхностей котла. При температурах газового потока, а следовательно, и частиц золы, соответствующих значениям между tАи tВ, золовые частицы становятся липкими и шлакуют экранные трубы и конвективные поверхности нагрева.
Жидкотекучее состояние шлака имеет место при температурах газов и футерованной поверхности топки выше tН.Ж. Исключение шлакования экранов топки и конвективных поверхностей достигается, если температура газов около этих поверхностей будет ниже значения tАданного топлива.
Влагосодержание (влажность). Влажность, как и зольность топлива, относится к его балласту и снижает теплоту сгорания. Причем влагосодержание более существенно воздействует на тепловую ценность топлива, так как дополнительно требует затраты энергии при горении топлива на превращение влаги в пар.
Влага в твердом топливе разделяется на внешнюю Wвнши внутреннюю Wвнт. Внешняя влага механически удерживается на поверхности топлива за счет смачивания, и ее количество в натуральном топливе зависит от его фракционного состава: влаги тем больше, чем мельче топливо, а значит, сильнее развита его поверхность. Существенное влияние оказывают на наличие внешней влаги атмосферные условия, при которых хранится (перевозится) топливо.
Внутренняя влага входит в органическое вещество топлива. Принято внутреннюю влагу называть гигроскопической WГИ(см. рис. 3.1), количество которой в бурых углях WГИ= 10…13%, в каменных углях 3…8%, в антрацитах и полуантрацитах 1,5…2,5%.
В жидком топливе (мазуте) влага присутствует обычно в небольшом количестве (1…3%), а в отдельных случаях (обводненные мазуты) - до 10…12%, что связано с разогревом вязких мазутов перед их сливом паром путем непосредственного ввода пара в массу мазута.
В природных газах практически нет влаги, газ обезвоживается перед поступлением его в газопровод. Поэтому влагосодержание газа соответствует насыщению газового объема водяными парами при температуре и давлении природного газа.
Наличие влаги в топливе уменьшает тепловую ценность топлива, ведет к увеличению его расхода и, таким образом, увеличению поступления влаги в котел. При этом растут объемы продуктов сгорания, увеличиваются потери теплоты с уходящими газами, расход энергии на размол (подготовку) топлива и удаление продуктов сгорания. Повышенная влажность твердого топлива затрудняет нормальное его движение по топливному тракту за счет потери сыпучести, в зимнее время дополнительно появляется явление смерзаемости топлива. В газовом тракте при наличии увлажненного потока газов развиваются коррозионные процессы, а также расширяется область липких отложений на низкотемпературных поверхностях нагрева.
Серосодержание (сернистость). Сера имеет невысокую теплоту сгорания, а продукты ее сгорания (оксиды серы SO2и SO3) оказывают чрезвычайно вредное воздействие на окружающую среду, рабочие органы и поверхности котельной установки.
Сера в твердом топливе находится частично в составе органической массы (см. рис. 3.1), в горючей массе в форме сульфата железа (колчедана FeS2), а также входит в минеральную часть (в виде сульфатов типа CaSO4, Na2SO4и т.п.). Сульфатная сера полностью окислена и в процессе горения не участвует. Содержание органической и колчеданной серы в твердом топливе находится в пределах 0,3…6%.
В мазуте сера присутствует главным образом в составе серо-органических соединений и в меньшей части в форме сероводорода и элементарной серы, растворенной в углеводородных смесях. По содержанию серы топливные мазуты разделяются на сернистые (при SРот 0,5 до 1,5%) и высокосернистые (при SРот 1,5 до 3,5%).
В природном газе сера присутствует в основном в форме газообразного сероводорода H2S, количество которого достигает в отдельных случаях 0,8% объема газа.
С увеличением балласта уменьшается горючая часть топлива и одновременно снижается его теплота сгорания. Для обеспечения заданной паропроизводительности котла при этом потребуется увеличить расход топлива, и значит, еще более увеличится поступление балласта в котел. Поэтому процентное содержание влаги и золы в 1 кг топлива не является достаточной мерой их расхода через котел и выброса в окружающую среду. Более полную характеристику соотношения массовых расходов при сжигании различных топлив дает выраженное в процентах содержание химических элементов и балласта, отнесенное к 1 МДж низшей теплоты сгорания топлива, которое называется приведенной характеристикой.
В практике пользуются тремя характеристиками - приведенными влажностью, зольностью и сернистостью (% кг/МДж), которые определяются по формулам
(3.13) |
Так, при одинаковом исходном содержании серы SР= 3% в 1 кг мазута (QРН= 39 МДж/кг) и бурого угля (QРН= 12 МДж/кг) приведенная сернистость будет составлять для мазута SП= 0,077%, а для бурого угля SП= 0,25%. Отсюда следует, что при одинаковой мощности парового котла выброс оксидов серы с уходящими газами на буром угле будет в 3,25 раза больше (0,25/0,077 = 3,25).
- 1. Классификация и типы паровых котлов.
- 1.1. Паровой котел. Общее устройство и определения.
- 3.3. Общие технические характеристики топлив.
- 3.5.1. Характеристики твердого топлива.
- 3.5.2. Характеристики мазута.
- 3.5.3. Характеристики природного газа.
- 3.6.1. Размолоспособность топлива.
- 3.6.2. Тонкость размола пыли.
- 3.6.3. Затраты энергии на размол топлива.
- 3.6.4. Характеристика угольной пыли.
- 4.1. Основы кинетики химических реакций.
- 4.2.1. Горение газового топлива
- 4.2.2. Горение твердого топлива.
- 4.2.3. Горение жидкого топлива.
- 4.3. Развитие и воспламенение топливно-воздушной струи в топочном объеме.
- 4.4. Продукты сгорания топлива.
- 5.1. Введение.
- 5.2. Топочные камеры и горелки для сжигания твердых топлив.
- 5.3. Газомазутные топки и горелки.
- 6. Эффективность работы и основы теплового расчета котла.
- 6.1. Общее уравнение теплового баланса котла.
- 6.2. Коэффициент полезного действия парового котла и котельной установки.
- 6.3.1. Потери теплоты с уходящими газами.
- 6.3.2. Потери теплоты с химическим недожогом топлива.
- 6.3.3. Потери теплоты с механическим недожогом топлива.
- 6.3.4. Потери теплоты от наружного охлаждения.
- 6.3.5. Потери с физической теплотой удаляемых шлаков.
- 6.3.6. Оптимизация показателей работы парового котла по сумме тепловых потерь.
- 7. Эксплуатация паровых котлов.
- 7.1. Эксплуатационные режимы паровых котлов.
- 7.2. Статические характеристики парового котла в нерасчетных режимах работы.
- 7.3. Переходные процессы в котле при изменении нагрузки.
- 7.4.Регулирование температуры пара.
- 7.4.1. Методы парового регулирования температуры пара.
- 7.4.2. Методы газового регулирования.
- 7.5. Загрязнения и абразивный износ конвективных поверхностей нагрева.
- 7.6.1. Высокотемпературная коррозия.
- 7.6.2. Низкотемпературная коррозия.
- 7.7. Сокращение вредных выбросов в окружающую среду.
- 8.Характеристики и виды движения водного теплоносителя в паровых котлах
- 8.1.Водный теплоноситель в паровых котлах и его физико-химические характеристики.
- 8.2 Общие уравнения движения жидкости в трубах.
- 8.2.1.Уравнения неразрывности, движения, энергии и состояния жидкости.
- 8.2.2.Уравнение движения однофазного потока в трубах.
- 8.2.3.Уравнение движения двухфазного потока в трубах.
- 8.3.Режимы течения двухфазного потока.
- 8.4.Перепад давления при движении рабочей среды в трубе.
- 8.5.Виды движения жидкости.
- 9.Гидродинамика водного теплоносителя в паровых котлах.
- 9.1.Гидродинамика водного теплоносителя в поверхностях с принудительным движением.
- 9.1.1.Теплогидравлические характеристики поверхностей нагрева парового котла.
- 9.1.2.Гидравлическая характеристика горизонтальных одиночных труб.
- 9.1.3.Гидравлические характеристики вертикальных одиночных труб.
- 9.1.4.Гидравлические характеристики системы труб парового котла.
- 9.1.5.Гидравлическая разверка в системе труб парового котла.
- 9.1.6.Пульсация потока в системах труб парового котла.
- 9.2.Гидродинамика водного теплоносителя при естественной циркуляции.
- 9.2.1.Движущий и полезный напоры контура циркуляции.
- 9.2.2.Гидравлические характеристики контура циркуляции.
- 9.2.3.Расчет контуров циркуляции.
- 9.2.4.Показатели надежности работы контура циркуляции.
- 9.3. Организация сепарации влаги и пара в барабанных котлах.
- 9.3.1.Барабан - сепарационное устройство барабанного котла.
- 9.3.2.Гидродинамические процессы в барабане парового котла.
- 10. Температурный режим поверхностей нагрева паровых котлов.
- 10.1.Металл паровых котлов.
- 10.2.Расчет температурного режима обогреваемых труб парового котла.
- 10.3.Условия теплообмена на стенке прямолинейной части трубы парового котла.
- 10.3.1.Теплообмен при докритическом давлении водного теплоносителя.
- 10.3.2.Теплообмен при сверхкритическом давлении водного теплоносителя.
- 10.4.Особенности температурного режима горизонтальных труб, криволинейных труб и каналов и газоплотных экранов.
- 10.5.Влияние внутритрубных отложений на температурный режим обогреваемых труб парового котла.
- 11.Физико-химические процессы в пароводяном тракте парового котла.
- 11.1.Материальный баланс примесей в пароводяном тракте парового котла.
- 11.2.Коррозия металла в пароводяном тракте парового котла.
- 11.3.Растворимость примесей в водном теплоносителе.
- 11.4.Переход примесей из воды в насыщенный пар.
- 11.5.Внутритрубные отложения примесей водного теплоносителя.
- 11.6.Образование отложений примесей в пароводяном тракте прямоточного котла.
- 11.7.Образование отложений примесей в пароводяном тракте барабанного котла.
- 11.7.1.Удаление примесей с непрерывной продувкой воды из водяного тракта барабанного котла.
- 11.7.2.Организация ступенчатого испарения в барабанном котле.
- 12.Водно-химические режимы паровых котлов.
- 12.1.Водно-химические режимы и нормы качества пара и питательной воды.
- 12.2.Водно-химические режимы прямоточных котлов.
- 12.3.Водно-химические режимы барабанных котлов.
- 12.4.Влияние внутрибарабанных устройств на качество котловой воды и насыщенного пара.
- 12.5.Химические очистки паровых котлов.
- 12.6.Консервация паровых котлов.