logo search
методическое пособие для проводников

Светофоры

Светофоры по назначению подразделяют:

Входные– разрешающие или запрещающие поезду следовать на станцию с перегона

Выходные– разрешающие или запрещающие поезду следовать со станции на перегон

Маршрутные– разрешающие или запрещающие поезду проследовать из одного района станции в другой

Проходные– разрешающие или запрещающие проследовать поезду с одного блок – участка на другой

Прикрытия– для ограждения мест пересечений железнодорожных путей в одном уровне другими железнодорожными путями, трамвайными путями и троллейбусными линиями, разводных мостов и участков, проходимых с проводником

Заградительные– требующие остановки при опасности для движения, возникшей на железнодорожных переездах, крупных искусственных сооружениях и обвальных местах, а также при ограждении составов для осмотра и ремонта вагонов на станционных путях

Предупредительные– предупреждение о показаниях основного светофора

Повторительные– для оповещения о разрешающем показании входного, маршрутного и горочного светофора, когда по местным условиям видимость основного светофора не обеспечивается

Локомотивные– для разрешения или запрещения поезду следовать по перегону с одно блок-участка на другой, а также предупреждения о показании путевого светофора, к которому приближается поезд

Маневровые– разрешающие или запрещающие производство маневров

Горочные– разрешающие или запрещающие роспуск вагонов с горки

Один светофор может совмещать несколько назначений (входной и выходной, выходной и маневровой, выходной и маршрутный и т.д.)

Светофоры применяются линзовые и прожекторные; мачтовые, карликовые, установленные на мостиках и консолях.

Сигнальные огни на светофорах применяются: нормально горящие, нормально негорящие, немигающие и мигающие.

Основные значения сигналов, подаваемых светофорами (независимо от места установки и их назначения):

Один зеленый огонь– «Разрешается движение с установленной скоростью»

Один желтый мигающий огонь– «Разрешается движение с установленной скоростью; следующий светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью»

Один желтый огонь– «Разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор открыт»

Два желтых огня, из них верхний мигающий– «Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор закрыт»

Два желтых огня– «Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью и готовностью остановиться у следующего светофора; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу»

Один красный сигнал– «Стой! Запрещается проезжать сигнал»

Проезд закрытого светофора не допускается. Погасшие сигнальные огни светофоров (кроме заградительных и повторительных), непонятное их показание, а также непонятная подача сигналов другими сигнальными приборами требуют остановки.

Оповестительный сигнал

Один длинный свисток, а при движении по неправильному пути - один длинный, короткий и длинный свисток локомотива.

Оповестительный сигнал подается:

- при приближении поезда к станциям, путевым постам, пассажирским остановочным пунктам, переносным и ручным сигналам, требующим уменьшения скорости, сигнальным знакам "С", выемкам, кривым участкам пути, тоннелям, переездам, съемным дрезинам, съемным ремонтным вышкам, путевым вагончикам и другим съемным подвижным единицам;

- при приближении поезда к месту работ начиная с километра, предшествующего указанному в предупреждении, независимо от наличия переносных сигналов.

Сигнал бдительности

Один короткий и один длинный.

Сигнал подается и периодически повторяется в случаях:

- при подходе к проходному светофору с красным огнем, имеющему условно-разрешающий сигнал, и дальнейшем следовании по блок- участку;

- при проследовании проходного светофора с красным огнем, а также с непонятным показанием или погасшим после стоянки перед ним и дальнейшем следовании по блок-участку;

- при подходе к входному светофору с лунно-белым огнем пригласительного сигнала и во всех других случаях приема поезда на станцию при запрещающем показании или погасших основных огнях входного сигнала. Этот сигнал должен подаваться и при дальнейшем следовании по горловине станции.

- при встрече поездов на перегонах: первый сигнал - при приближении к встречному поезду, второй - при подходе к хвостовой части встречного поезда.

Ручные и звуковые вагоны при маневровой работе

- "Разрешается локомотиву следовать управлением вперед" - днем движением поднятой вверх руки с развернутым желтым флагом; ночью - ручного фонаря с прозрачно-белым огнем или одним длинным звуком;

- "Разрешается локомотиву следовать управлением назад" - днем движением опущенной вниз руки с развернутым желтым флагом; ночью - ручного фонаря с прозрачно-белым огнем или двумя длинными звуками;

- "Тише" - днем медленными движениями вверх и вниз развернутого желтого флага; ночью - ручного фонаря с прозрачно-белым огнем или двумя короткими звуками;

- "Стой!" - днем движениями по кругу развернутого красного или желтого флага; ночью - ручного фонаря с любым огнем или тремя короткими звуками.

Сигналы «Тормозить» и «Отпустить тормоза»

Сигнал «Тормозить» - три длинных свистка локомотива. Проводники вагонов обязаны привести в действие ручные тормоза.

Сигналы «Отпустить тормоза» - два длинных свистка локомотива. Проводники вагонов обязаны отпустить ручные тормоза.

Сигналы, применяемые при опробовании автотормозов

При опробовании автотормозов подаются сигналы:

- требование машинисту произвести пробное торможение (после устного предупреждения): днем - поднятой вертикально рукой, ночью - поднятым ручным фонарем с прозрачно-белым огнем. Машинист отвечает одним коротким свистком локомотива и приступает к торможению;

- требование машинисту отпустить тормоза: днем - движениями руки перед собой по горизонтальной линии, ночью - такими же движениями ручного фонаря с прозрачно-белым огнем. Машинист отвечает двумя короткими свистками локомотива и отпускает тормоза.

Для передачи указания при опробовании автотормозов могут применяться радиосвязь.

«Требование машинисту произвести «Требование машинисту отпустить тормоза»

пробное торможение»