Автосцепка
В настоящее время все вагоны пассажирского парка оборудованы автоматической автосцепкой. Благодаря этому операции сцепки и расцепки вагонов стали легкими и безопасными, появилась возможность значительно увеличить массу поезда, ускорить и упростить формирование поездов и маневровые работы станции, надежнее обеспечить безопасность движения.
Сцепление вагонов между собой и с локомотивом происходит автоматически при нажатии или соударении. Разъединение сцепленных вагонов производится поворотом рукоятки расцепного рычага, расположенного сбоку на концевой балке.
Все конструкции автосцепок делятся на жесткие и нежесткие. При сцеплении автосцепок жесткого типа исключается возможность взаимного вертикального перемещения. Автосцепками жесткого типа оснащены вагоны метро. Автосцепки не жесткого типа с сцепленном положении могут взаимно перемещаться в вертикальной плоскости.
Пассажирские вагоны оборудованы автосцепкой типа СА-3. Автосцепное оборудование, расположенное в концевой части хребтовой балки, состоит из корпуса автосцепки с механизмом, пружинно-фрикционного поглощающего аппарата, тягового хомута, клина, упорной плиты, передних и задних упорных угольников, ударной розетки, поддерживающей планки, центрирующего прибора и расцепного привода.
Тяговый хомут служит для соединения корпуса автосцепки с поглощающим аппаратом и передачи тяговых усилий. Передние упорные угольники и упорная плита передают тяговые усилия на раму вагона. Задние упорные угольники служат для передачи на раму вагона сжимающих усилий. Ударная розетка с центрирующим прибором поддерживает и центрирует автосцепку по продольной оси вагона. Розетка предназначена также для усиления концевой балки рамы вагона и восприятия в некоторых случаях части удара непосредственно от автосцепки наряду с поглощающим аппаратом. Поддерживающая планка удерживает поглощающий аппарат с тяговым хомутов внутри хребтовой балки. Голова автосцепки имеет зев, образованный большим и малым зубьями, которые участвуют в сцеплении и воспринимают тяговые и ударные усилия.
Механизм сцепления, размещенный в головке состоит из замка, замкодержателя, подъемников, собачки.
головка
замкодержатель
собачка
замок
5 и 6 – подъемники
Принцип работы механизма сцепления заключается в следующем:
При сближении вагонов автосцепки скользят одна по другой в горизонтальной плоскости, направляемые скошенными поверхностями больших зубьев так, что малый зуб и замок каждой из двух автосцепок входят в зев другой автосцепки. Затем малые зубья нажимают на выступающие в зевах части замков, которые уходят внутрь корпуса и, перемещаясь, увлекают сидящие на их щипах предохранители. Продвигаясь в зеве дальше, малые зубья вдавливают лапы замкодержателей. Придя в крайнее положение, малые зубья освобождают замки, вследствие чего они под действие массы выходят снова в освободившееся пространство зевов голов и тем самым запирают автосцепку.
Разъединение автосцепок происходит в такой же последовательности. С помощью расцепного привода одной из автосцепок поворачивается валик подъемника. При повороте подъемник своим широким пальцем нажимает на нижнее плечо предохранителя замка и поднимает его верхнее плечо выше упора противовеса замкодержателя, т.е. отпирает замок для его перемещения. При дальнейшем повороте широкий палец подъемника приходит в соприкосновение с замком и, поворачивая его, убирает его из зева корпуса. С уходом замка внутрь корпуса в зеве сцепки образуется свободное пространство для беспрепятственного выхода из зева малого зуба, противоположной сцепки и, следовательно, появляется возможность развести расцепленные вагоны. При выводе из зева сцепки замка из головы корпуса выступает сигнальный отросток замка, окрашенный в красный цвет.
В процессе эксплуатации возможны случаи повреждения деталей, проявления дефектов изготовления, которые могут вызвать нарушения нормального действия автосцепного устройства, и также при неблагоприятных условиях привести к саморасцепу автосцепок или излому деталей.
Саморасцеп могут вызвать попавшие в замок снег, лед, песок и другие посторонние предметы. Превышение допускаемой разницы высот между продольными осями автосцепок может быть причиной саморасцепа при движении поезда по несправным участкам пути, имеющим большую просадку или пучины, а также из-за неисправностей гидравлических гасителей колебаний, когда резко сокращается площадь зацепления замков.
РЕГЛАМЕНТ пункт № 4 Саморасцеп между вагонами в поезде – При саморасцепе в составе поезда проводники вагонов отцепившейся группы вагонов приводят в действие ручные тормоза вагонов. ЛНП поезда или ПЭМ совместно с локомотивной бригадой проверяют исправность механизма автосцепки и при его исправности производят сцепление вагонов. При неисправности механизма автосцепки ее заменяют за счет снятия хвостовой автосцепки. Пополнение снятой автосцепки производится на ближайшем ПТО.
- Методическое пособие
- Для обучения проводников пассажирских вагонов дальнего следования
- Екатеринбург
- Содержание
- I общие положения
- II механическое оборудование пассажирского вагона
- Знаки надписи на вагонах
- Колесные пары
- Буксы с роликовыми подшипниками
- Рессорное подвешивание
- Тележки пассажирских вагонов
- Типы тележек:
- Рамы вагонов
- Автосцепка
- Упругие площадки
- Автоматические и ручные тормоза
- Кузов вагона
- Двери и окна вагонов
- Внутренне оборудование вагона
- Виды технического обслуживания и ремонта подвижного состава
- III сантарно-техническое оборудование пассажирского вагона Водоснабжение вагонов
- Система отопления
- Перечень неисправностей системы отопления
- Устройство санитарных узлов.
- Перечень неисправностей санитарных узлов
- Комбинированный кипятильник непрерывного действия
- Возможные неисправности кипятильника, их причины
- Вентиляция пассажирских вагонов
- Кондиционирование воздуха
- IV электрооборудвание пассажирского вагона
- Аккумуляторная батарея
- Генераторы пассажирских вагонов
- Приводы подвагонных генераторов
- Распределительные устройства
- Измерительные приборы
- Памятка
- Защитная аппаратура
- Сигнализация
- Распределительные щиты
- V пассажирские перевозки Основные законы о железнодорожном транспорте
- Принципы деления сообщений, поездов и вагонов, схема пассажирского поезда
- Вагоны повышенной комфортности. Условия проезда в вагонах повышенной комфортности
- Вагоны с местами для перевозки инвалидов.
- Виды проездных документов
- 1 Строка:
- 2 Строка:
- 3 Строка:
- 4 Строка (содержит служебную информацию):
- 5 Строка:
- 6 Строка:
- 7 Строка:
- Остановка пассажира в пути следования с продлением срока годности билета
- Перечень категорий граждан, которым сохранено право льготного проезда в поездах дальнего следования на территории Российской Федерации
- Формы транспортных требований
- Электронная регистрация
- Факсограмма
- Документ № 8187 от мая 2009г.
- Правила проезда пассажиров
- Провоз ручной клади (выписка)
- Порядок работы с квитанциями ву-9
- Учет населенности вагона
- Раздел II перевозк пассажиров через границу стран снг
- §9. Предварительная продажа проездных документов прямого международного сообщения производится согласно правилам, действующим на дороге отправления.
- §2. При возобновлении поездки, в случаях предусмотренных пунктами 3 и 4 §1, пассажир обязан доплатить стоимость плацкарты.
- §4. Пассажиру предоставляется право требовать от железной дороги подтверждения:
- § 2-7 Смпс не применяются.
- §5. Не ранее 30 минут до окончания поездки проводник, как правило, возвращает проездной документ пассажиру.
- § 1. Пассажир имеет право провозить при себе бесплатно легкопереносимые предметы (ручную кладь), если это не противоречит указаниям § 1 статьи 13.
- §2. Общая масса ручной клади, провозимой бесплатно, не должна превышать 36 кг (на проездной документ полный или детский).
- §3. Перевозка животных пассажирами при себе в вагонах прямого международного сообщения запрещается, кроме комнатных животных (собак, кошек, птиц и др.).
- §5. Пассажир сам должен заботиться о целости и сохранности ручной клади, а также о находящихся при нем комнатных животных (собак, кошек, птиц и др.).
- §6. Пассажир должен возместить все убытки, которые могут возникнуть из-за нарушения им положений о перевозке ручной клади, комнатных животных (собак, кошек, птиц и др.).
- §2. Если железная дорога подозревает несоблюдение положений § 1 настоящей статьи кроме п.5, то она имеет право, в соответствии с национальным законодательством, проверить содержимое ручной клади.
- Порядок контроля поездов. Документы на право контроля: служебные удостоверения, открытые листы установленной формы всех назначений
- Документы, дающие право проверки и ревизии пассажирских поездов.
- VI технология работы проводника пассажирского вагона Типовой технологический процесс подготовки пассажирских вагонов к рейсу
- Явка на работу
- Приемка смены в пункте формирования
- Работа в начале рейса
- Работа в пути следовании
- Пункт оборота
- Прибытие в пункт формирования
- Подготовка вагона в пункте формирования
- Оборудование пассажирских вагонов
- Разоборудование пассажирского вагона
- VII правила техническо эксплуатации, инструкция по сигнализации на железных дорогах российской федерации
- Сигналы
- Светофоры
- Формирование пассажирских поездов
- Ограждение мест препятствий для движения поездов и мест производства работ на перегонах
- VIII охрана труда
- Общие меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях
- Виды инструктажей и сроки их проведения.
- Контроль за состоянием охраны труда на предприятии
- Средства индивидуальной защиты.
- Порядок расследования несчастных случаев на производстве
- Электробезопасность
- Пожарная безопасность
- Основы первой (доврачебной) помощи пострадавшему Общие принципы оказания первой доврачебной помощи пострадавшим
- Основные реанимационные мероприятия
- Виды и признаки кровотечения. Первая помощь.
- Первая помощь при переломах и вывихах
- Первая помощь при поражении электрическим током
- Первая помощь при ожогах
- Первая помощь при переохлаждении и отморожении
- Литература