Автоматические и ручные тормоза
Тормозом называется устройство на подвижном составе, с помощью которого создается искусственное сопротивление движение, необходимое для снижения скорости или остановки поезда.
В зависимости от способа приведения в действие тормоза делятся на ручные, воздушные (пневматические), электропневматические.
Ручной тормоз применяют на железнодорожном подвижном составе как резервное средство для остановки поезда при неисправности автотормозов, а также для удержания вагона или поезда на уклоне.
Воздушные тормоза вагонов автоматические, они немедленно приходят в действия при понижении давления воздуха в магистрали, а также при разрыве или разъединении воздухопровода.
Электропневматические тормоза в отличии от воздушных управляются электрическим током. Тормозные колодки прижимаются к колесам, приборами, питающимися сжатым воздухом. Торможение происходит быстро, так как запас сжатого воздуха для наполнения тормозных цилиндров имеется по каждым вагоном.
Все пассажирские вагоны оборудованы автоматическими и ручными тормозами.
Схема тормозного электропневматического оборудования пассажирского вагона:
Концевые краны, устанавливаемые навоздушную магистральс обоих концов вагона, служат для сообщения и разобщения магистрали поезда. Воздухопроводная магистраль под вагоном смонтирована из труб.Стоп – краныустановлены в вагоне (тамбурах, служебное купе, по салону) предназначены для приведения в действие тормозов в случае необходимости экстренной остановки поезда.Разобщительный кранустановлен на ответвлении трубы, идущей от магистрали квоздухораспределителю, служит для отключения тормоза вагона в случае неисправности. Воздухораспределитель прикреплен к рабочей камереэлектровоздухораспределителяи используется как резервный при пневматическом тормозе. Электровоздухораспределитель рабочей камерой прикреплен к задней крышкетормозного цилиндра. Он обеспечивает наполнение тормозного цилиндра воздухом при торможении, поддержание установившегося в нем давления воздуха и выпуск воздуха из цилиндра в атмосферу при отпуске тормоза.Запасной воздушный резервуарпредназначен для питания тормозного цилиндра сжатым воздухом. На запасном резервуаре установленвыпускной клапан. От него на обе боковые стороны и внутрь вагона (салон) отведеныповодкидля отпуска тормоза вручную. Тормозной цилиндр расположенный в средней части вагона, служит для создания тормозной силы, передаваемой черезтормозную рычажную передачунатормозные колодки. Тормозная рычажная передача состоит из системы рычагов и тормозных тяг, при помощи которых происходит прижатие тормозных колодок к поверхности катания колес вагона в процессе торможения. Для поддержания ходапоршня тормозного цилиндра(130-160 мм) применяется автоматический регулятор. Междувагонныесоединительные рукавас электроконтактом предназначены для разъемного соединения тормозных магистралей вагонов и электрических цепей электропневматического тормоза (ЭПТ).
В работе тормозной системы можно выделить три основных этапа: зарядка магистрали, торможение, отпуск.
При зарядке тормоза происходит наполнение воздухом резервуара из тормозной магистрали через разобщительный кран и воздухораспределитель до зарядного давления, равного 0,5 МПа.
При полном служенном торможении машинист с помощью крана машиниста разряжает тормозную магистраль поезда: при этом воздух через воздухораспределитель из запасного резервуара поступает в тормозной цилиндр. При ступенчатом торможении действие тормоза аналогично действию при полном служебном торможении, но воздух воздухораспределитель перепускает в тормозной цилиндр не сразу, а частями, соответствующими ступени торможения.
При полном отпуске тормоза, происходящем при повышении машинистом давления в тормозной магистрали, срабатывает воздухораспределитель и выпускает воздух из тормозного цилиндра в атмосферу. При ступенчатом отпуске действие тормоза аналогично, но воздух из тормозного цилиндра выпускается в атмосферу постепенно и каждый раз в соответствии со ступенью отпуска.
Действие электропневматического тормоза аналогично действию пневматического с той лишь разницей, что вместо воздухораспределителя работает электровоздухораспределитель, управляющие электрические сигналы на которой поступают по цепи ЭПТ от контролера крана машиниста.
Установлены два вида опробования тормозов в процессе эксплуатации: полное и сокращенное.
При полном опробовании тормозов проверяется техническое состояние тормозного оборудования, плотность и целостность тормозной магистрали, действие тормозов у всех вагонов и определяют тормозное нажатие. Полное опробование тормозов в пассажирских поездах поводится: на станциях формирования и оборота состава перед отправлением поезда, после смены локомотива, на станциях перед затяжным спуском и уклоном.
Во время сокращенного опробования тормозов проверяют состояние тормозной магистрали по действию тормоза двух хвостовых вагонов. Сокращенное опробование тормозов в пассажирских поездах проводятся: после смены локомотивных бригад, после разъединение тормозных рукавов в любом месте поезда, после стоянки поезда более 20 минут, при падении давления в тормозной магистрали.
Основные виды неисправностей тормозного оборудования:
Выход штока тормозного цилиндра больше или меньше нормы – из-за неправильно отрегулированного авторегулятора;
Нет отпуска электропневматического тормоза – возможен обрыв или неправильное соединение цепи ЭПТ;
Тормозной цилиндр не наполняется воздухом – возможно засорение воздухопровода или замерзание конденсата в воздухопроводе перед воздухораспределителем;
Рукоятка ручного тормоза не поворачивается – отсутствует смазка винтовой передачи и валиков ручного тормоза;
Заклинивание колесных пар – неисправен воздухораспределитель, неисправен авторегулятор, утечка воздуха из тормозной сети свыше установленной нормы.
- Методическое пособие
- Для обучения проводников пассажирских вагонов дальнего следования
- Екатеринбург
- Содержание
- I общие положения
- II механическое оборудование пассажирского вагона
- Знаки надписи на вагонах
- Колесные пары
- Буксы с роликовыми подшипниками
- Рессорное подвешивание
- Тележки пассажирских вагонов
- Типы тележек:
- Рамы вагонов
- Автосцепка
- Упругие площадки
- Автоматические и ручные тормоза
- Кузов вагона
- Двери и окна вагонов
- Внутренне оборудование вагона
- Виды технического обслуживания и ремонта подвижного состава
- III сантарно-техническое оборудование пассажирского вагона Водоснабжение вагонов
- Система отопления
- Перечень неисправностей системы отопления
- Устройство санитарных узлов.
- Перечень неисправностей санитарных узлов
- Комбинированный кипятильник непрерывного действия
- Возможные неисправности кипятильника, их причины
- Вентиляция пассажирских вагонов
- Кондиционирование воздуха
- IV электрооборудвание пассажирского вагона
- Аккумуляторная батарея
- Генераторы пассажирских вагонов
- Приводы подвагонных генераторов
- Распределительные устройства
- Измерительные приборы
- Памятка
- Защитная аппаратура
- Сигнализация
- Распределительные щиты
- V пассажирские перевозки Основные законы о железнодорожном транспорте
- Принципы деления сообщений, поездов и вагонов, схема пассажирского поезда
- Вагоны повышенной комфортности. Условия проезда в вагонах повышенной комфортности
- Вагоны с местами для перевозки инвалидов.
- Виды проездных документов
- 1 Строка:
- 2 Строка:
- 3 Строка:
- 4 Строка (содержит служебную информацию):
- 5 Строка:
- 6 Строка:
- 7 Строка:
- Остановка пассажира в пути следования с продлением срока годности билета
- Перечень категорий граждан, которым сохранено право льготного проезда в поездах дальнего следования на территории Российской Федерации
- Формы транспортных требований
- Электронная регистрация
- Факсограмма
- Документ № 8187 от мая 2009г.
- Правила проезда пассажиров
- Провоз ручной клади (выписка)
- Порядок работы с квитанциями ву-9
- Учет населенности вагона
- Раздел II перевозк пассажиров через границу стран снг
- §9. Предварительная продажа проездных документов прямого международного сообщения производится согласно правилам, действующим на дороге отправления.
- §2. При возобновлении поездки, в случаях предусмотренных пунктами 3 и 4 §1, пассажир обязан доплатить стоимость плацкарты.
- §4. Пассажиру предоставляется право требовать от железной дороги подтверждения:
- § 2-7 Смпс не применяются.
- §5. Не ранее 30 минут до окончания поездки проводник, как правило, возвращает проездной документ пассажиру.
- § 1. Пассажир имеет право провозить при себе бесплатно легкопереносимые предметы (ручную кладь), если это не противоречит указаниям § 1 статьи 13.
- §2. Общая масса ручной клади, провозимой бесплатно, не должна превышать 36 кг (на проездной документ полный или детский).
- §3. Перевозка животных пассажирами при себе в вагонах прямого международного сообщения запрещается, кроме комнатных животных (собак, кошек, птиц и др.).
- §5. Пассажир сам должен заботиться о целости и сохранности ручной клади, а также о находящихся при нем комнатных животных (собак, кошек, птиц и др.).
- §6. Пассажир должен возместить все убытки, которые могут возникнуть из-за нарушения им положений о перевозке ручной клади, комнатных животных (собак, кошек, птиц и др.).
- §2. Если железная дорога подозревает несоблюдение положений § 1 настоящей статьи кроме п.5, то она имеет право, в соответствии с национальным законодательством, проверить содержимое ручной клади.
- Порядок контроля поездов. Документы на право контроля: служебные удостоверения, открытые листы установленной формы всех назначений
- Документы, дающие право проверки и ревизии пассажирских поездов.
- VI технология работы проводника пассажирского вагона Типовой технологический процесс подготовки пассажирских вагонов к рейсу
- Явка на работу
- Приемка смены в пункте формирования
- Работа в начале рейса
- Работа в пути следовании
- Пункт оборота
- Прибытие в пункт формирования
- Подготовка вагона в пункте формирования
- Оборудование пассажирских вагонов
- Разоборудование пассажирского вагона
- VII правила техническо эксплуатации, инструкция по сигнализации на железных дорогах российской федерации
- Сигналы
- Светофоры
- Формирование пассажирских поездов
- Ограждение мест препятствий для движения поездов и мест производства работ на перегонах
- VIII охрана труда
- Общие меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях
- Виды инструктажей и сроки их проведения.
- Контроль за состоянием охраны труда на предприятии
- Средства индивидуальной защиты.
- Порядок расследования несчастных случаев на производстве
- Электробезопасность
- Пожарная безопасность
- Основы первой (доврачебной) помощи пострадавшему Общие принципы оказания первой доврачебной помощи пострадавшим
- Основные реанимационные мероприятия
- Виды и признаки кровотечения. Первая помощь.
- Первая помощь при переломах и вывихах
- Первая помощь при поражении электрическим током
- Первая помощь при ожогах
- Первая помощь при переохлаждении и отморожении
- Литература