8. Расчет магистральных трубопроводов на прочность.
Важнейший задачей расчета магистрального трубопровода является обеспечение его надежности. В строительных нормах (СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы») содержатся требования по оптимальным соотношениям предела текучести т к пределу прочности , максимальной ударной вязкости оптимальному относительному удлинению при разрыве .
Выполнение требований СНиП 2.05.06-85 позволяет предотвратить хрупкое разрушение магистрального трубопровода в процессе его эксплуатации.
Повышенные требование при проектировании трубопроводов предъявляются к сварочным материалам и технологии сварки, они должны обеспечивать равнопрочность сварных стыков основному материалу.
Магистральный трубопровод рассчитывают по методу предельных состояний – рассматривается такое напряженное состояние, характеризуемое величиной , при котором его дальнейшая эксплуатация становится невозможной. Первое предельное состояние магистрального трубопровода наступает при его разрушении под действием внутреннего давления. Характеристикой несущей способности магистрального трубопровода в этом случае является расчетное сопротивление , которое назначается по пределу прочности металла трубы
. (8.1)
Второе предельное состояние наступает, когда в стенке трубопровода появляются пластические деформации. В этом случае расчетное сопротивление назначается по пределу текучести материала т
. (8.2)
Для обеспечения надежной работы магистрального трубопровода при определении расчетного сопротивления вводят ряд коэффициентов отражающих вероятностный характер различных факторов, влияющих на несущую способность магистрального трубопровода
(7.3)
, (7.4)
где - нормативные сопротивления растяжению (сжатию) металла трубы;
– коэффициент условий работы магистрального трубопровода;
– коэффициент надежности по материалу;
– коэффициент надежности по назначению трубопровода.
Нормативные сопротивления металла трубы и сварных соединений и следует принимать равными соответственно минимальным значениям временного сопротивления и предела текучести, принимаемым по государственным стандартам и техническим условиям на трубы.
Коэффициент условий работы трубопровода m показывает возможное несоответствие принятой расчетной схемы реальной конструкции, а также отражает влияние последствий разрушения магистрального трубопровода на здоровье людей и стоимость выплаты ремонтно-восстановительных работ.
Коэффициент условий работы трубопровода при его расчете на прочность, устойчивость и деформативность принимается по таблице 1 СНиП 2.05.06-85 в зависимости от категории трубопровода и его участка. Категория участка магистрального трубопровода принимается по таблицам 2,3 в зависимости от назначения участка трубопровода.
В зависимости от указанных факторов установлены три значения коэффициента условий работы m:
=0,9 – для обычной линейной части магистрального трубопровода (категории участков III –IV);
=0,75 – для переходов магистрального трубопровода через водные преграды, железнодорожные и автомобильные дороги, трудно проходимые болота; для участков примыкающих к компрессорным станциям, узлам пуска и приема очистных устройств (категории участков I – II).
=0,6 – для наиболее ответственных участков: трубопроводов внутри зданий, в пределах территорий компрессорных, газораспределительных и нефтеперекачивающих станций, станций подземного хранения газа; для переходов нефтепроводов диаметром 1020 мм и более через водные преграды (категория участка В).
Коэффициент надежности по материалу отражает: возможное уменьшение предела прочности металла по сравнению с нормативным значением; возможность уменьшения толщины стенки трубы по сравнению с номинальным значением; надежность конструкции трубы (зависит от технологии производства, т.е. способа изготовления, уровня контроля сварных соединений и основного металла); пластичность свойств трубных сталей. Таким образом, коэффициент отражает, как качество металла трубы, так и уровень технологического обеспечения трубного производства. Коэффициент надежности по материалу принимается по таблицам 9, 10 СНиП 2.05.06-85.
Коэффициент надежности по назначению трубопровода впервые был введен в 1975 г. в связи с увеличением диаметра сооружаемых магистральных трубопроводов и увеличением рабочего давления продукта. Коэффициент принимается по таблице 11 СНиП 2.05.06-85.
Коэффициент надежности учитывает следующие эксплуатационные факторы:
с увеличением диаметра трубы возрастает поверхность контакта с грунтом; поэтому при деформациях грунта магистральный трубопровод большого диаметра находятся в более тяжелых условиях;
с увеличением диаметра трубы резко возрастает её изгибная жесткость, поэтому при укладке может не обеспечиваться опирание трубы на дно траншеи по всей длине. В связи с этим возможно возникновение дополнительных изгибных напряжений;
с увеличением диаметра возрастает металлоемкость трубопровода, общая длина сварных стыков и объем наплавленного металла, поэтому вероятность возникновения технологических дефектов повышается;
с увеличением внутреннего давления продукта и диаметра магистрального трубопровода возрастает пропускная способность системы, отказ которой может привести к большим экономическим потерям.
- Вансович к.А.
- Часть 1
- 1. Требования, предъявляемые к строительным конструкциям
- 2. Расчет конструкций по предельным состояниям
- 3. Нагрузки и воздействия.
- 4. Стальные конструкции
- 6. Сортамент строительных сталей.
- 6.1. Сталь листовая.
- 6.2. Профильная сталь.
- 6.4. Гнутые профили.
- 7. Сварные соединения строительных конструкций.
- 7.1. Технология сварки.
- 7.2. Типы сварных швов и соединений.
- Расчет сварных соединений.
- 7.3.1. Расчет стыковых швов при действии осевой нагрузки.
- 7.3.2. Расчет угловых швов при действии осевой силы.
- Расчет угловых швов при прикреплении уголков.
- 7.3.4. Расчет угловых швов при действии изгибающего момента и поперечной силы.
- 8. Расчет магистральных трубопроводов на прочность.
- 8.1. Нагрузки и воздействия, принимаемые при расчете трубопроводов.
- 8.1.1. Постоянные нагрузки на магистральный трубопровод.
- Временные длительные нагрузки и воздействия.
- 8.1.3. Кратковременные нагрузки.
- Особые нагрузки.
- 8.2.1. Определение напряжений в стенке трубопровода.
- 8.2.2. Выбор толщины стенки магистрального трубопровода.
- 8.2.3. Проверка прочности трубопровода.
- 9.1. Деформации в прямых стержнях при растяжении – сжатии.
- 9.2. Сопротивление грунта продольным перемещениям трубы.
- 9.3. Определение продольного перемещения свободного конца трубы на участке подземного трубопровода.
- 9.3.1. Определение продольных перемещений подземного трубопровода при отсутствии участка предельного равновесия грунта.
- 9.4. Определение перемещений в месте выхода подземного участка трубопровода на поверхность.
- 9.4.1. Определение продольных перемещений трубопровода в месте его сопряжения с компенсатором.
- 10. Расчет компенсатора на жесткость и прочность.
- 10.1. Метод определения податливости конструкции.
- 10.2. Определение податливости и жесткости п-образного компенсатора.
- 10.3. Расчет на прочность п-образного компенсатора.