logo search
Kurs_lektsy

1.3. Конкурентоспособность промышленной продукции и пути ее достижения Потребительские свойства и цена продукции

Одной из важнейших характеристик продукции является ее качество. Качество продукции воплощает степень, меру, в какой она объективно удовлетворяет данную потребность. Здесь речь идет о качестве продукции как о количественной характеристике общественной потребительской стоимости, степени полезности продукта труда. Вместе с тем не только потребительские свойства самого продукта определяют его качество. Свойства могут оставаться теми же самыми, в то время как степень удовлетворения потребности в данном продукте в результате появления новых общественных потребностей будет меняться. Например, производство телевизоров черно-белого, а затем цветного изображения.

До настоящего времени среди специалистов нет единства в определении понятия «качество продукции». Как правило, эти определения неполны, многообразны, неточны, но в каждом случае они отвечают конкретным потребностям общества. Для конкретных условий совместной деятельности людей терминологию понятий необходимо конкретизировать или стандартизировать.

На наш взгляд, наиболее точное определение понятию «качество продукции» дал Государственный комитет СССР по стандартам в ГОСТе 15467-79 «Управление качеством продукции. Термины и определения», в котором кроме определения понятию «качества продукции» приведены разъяснения свойствам, показателям и уровню качества продукции. Согласно указанному ГОСТу – качество продукции – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с ее назначением.

продукт, потребительские свойства которого выше потребительских свойств других продуктов одинакового назначения, признается продуктом более высокого качества». Здесь существенны не сами свойства продукта, а, именно, потребительские свойства продукта, в какой мере и в какой степени они способны удовлетворять конкретную потребность общества. Потребителя не интересует природа предмета потребления как таковая, для него важно, чтобы данная потребительская стоимость обладала нужными ему свойствами. Совокупность определенных полезных свойств продукции и делает ее предметом потребления. Оценка потребительной стоимости по степени удовлетворения конкретной потребности и определяет ее качество.

Под свойством продукции понимается объективная особенность последней, проявляющаяся при ее производстве, эксплуатации или потреблении. В этой связи необходимо различать производственные и потребительские свойства продукции.

К производственным относится вся без исключения совокупность свойств продукции, создаваемых в процессе производства. Это потенциальное качество.

Потребительские свойства и характеристики продукции характеризуют лишь ту совокупность показателей, которая относится к числу наиболее важных и значимых для потребителя. Это реальное качество продукции.

Поэтому можно сказать, что продукт труда, созданный в процессе производства, до его реализации обладает только потенциальным качеством, которое переходит в реальное качество, лишь вступив в процесс реализации и потребления, т.е. когда данный продукт начинает участвовать в удовлетворении конкретных общественных потребностей. Если эта потребность не удовлетворяется, ни о каком качестве говорить не приходится.

Количественная характеристика свойств продукции (технических, экономических и др.) называется показателем качества продукции.

По количеству характеризуемых свойств и характеристик все показатели качества делятся на единичные, комплексные, определяющие и интегральные.

Единичные показатели качества характеризуют одно свойство продукции (например, скорость, потребляемая мощность и др.).

Комплексные показатели качества характеризуют совокупность нескольких свойств продукции (например, надежность, воспроизведение телевизором типовой испытательной таблицы и др.).

Определяющие показатели качества – оценочные показатели, по которым принимаются о качестве.

Интегральные показатели качества – это показатели, которые выражаются через соответствующую сумму экономических или технических показателей (например, суммарный полезный эффект от эксплуатации продукции, суммарные затраты на создание и эксплуатацию изделия).

Для продукции машиностроения может быть установлена следующая номенклатура показателей качества.

Измерение числовых значений показателей качества производится с помощью приборов, измерительных инструментов, опытным или расчетным путем и выражается в единицах физических величин в натуральном или стоимостном выражении.

Для оценки некоторых свойств продукции, например, эстетических, технические средства неприемлемы, и их измерение производится органолептическими методами (с помощью органов чувств по бальной системе). Иногда оценка свойств продукции производится путем социологических опросов потребителей или методом экспертных оценок.

Перечисленная выше номенклатура показателей качества является основной для количественной оценки и определения уровня качества конкретного вида продукции. При этом уровень качества изделия может оцениваться в зависимости от поставленной цели дифференцированно, по единичным, по комплексным или по интегральным показателям качества, по производственной или потребительской группе.

Уровень качества – это относительная характеристика качества, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими показателями продукции, принятой в качестве базы для сравнения.

Наряду с уровнем качества определяется технический уровень продукции. Оценка технического уровня обычно производится при разработке новых или аттестации серийно выпускаемых изделий по номенклатуре технических показателей.

Показатели качества изделия

Производственная группа

Потребительская группа

Назначения

Технологичности

Патентно-правовые показатели

Надежности

Эргономические

Эстетические

Экологические

Безопасности

Прочие показатели

Трудоемкости изготовления

Трудоемкости подготовки изделия к функционированию

Материалоемкость

Стандартизации и унификации

Прочие показатели

Долговечности

Безотказности

Сохраняемости

ремонтопригодности

Технического уровня

Экономические

Капиталовложения в производство изделия

Экономические

Капиталовложения, связанные с эксплуатацией изделия

Себестоимость и оптовая цена изделия

Себестоимость единицы работы (продукции), выполняемой изделием

Рентабельность

Производительность труда

Рис.3. Система показателей качества продукции

Классификация технологий: по уровню применения – микро-, макро- и глобальные технологии

Микротехнология — это технология, которая реализует небольшое количество технологических процессов по созданию определенного вида продук­ции с заданными параметрами.

Макротехнология — это совокупность всех технологических процес­сов по созданию определенного вида продук­ции с заданными параметрами. Например, макротехнологии в авиации — это комплекс около 600 технологий.

На долю семи высокоразвитых стран приходятся 80-90 процентов всей наукоемкой продукции и весь ее экспорт. Вообще в мире насчитывается 50 макротехнологий, из которых 22 макротехнологии контролируют США, 8-10 - Германия, 7 - Япония и по 3-5 Великобритания и Франция.

Исходя из наличия в России огромных мощностей в области машиностроения и металлообработки (включая и предприятия ВПК), сырьевой базы и высококвалифицированных кадров (особенно в сфере науки и образования), а также учитывая геополитические интересы России, можно сформулировать ряд национальных приоритетов России в области макротехнологий. Россия на период до 2025 г. могла бы поставить задачу приоритетного развития по 12-16 макротехнологиям. Причем до 2010 г. основными макротехнологиями могли бы быть 6-7 из них, по которым наш суммарный уровень знаний сегодня приближается к мировому, если не превосходит его (авиация, космос, ядерная энергетика, судостроение, спецметаллургия и энергетическое машиностроение). Если указанные макротехнологии удастся сделать конкурентными, то Россия на рынке наукоемкой продукции способна подняться с 0,3% до 10-12% занимаемой на нем доли, что только за счет экспорта дало бы до 140-180 млрд долларов в год. Ключевыми факторами успеха здесь будут конкурентные качество, цена, соответствующее сервисное обеспечение продукта и услуг. Реализация такого рода политики обеспечит социальный спрос на науку и образование. [16] Для сравнения: США уже сегодня получают 700 млрд. долл., Германия - 530 млрд. долл., Япония - 400 млрд. долл. в год.

Ниже приведены прогнозные параметры отдельных секторов рынка макротехнологий.

Таблица 4

Динамика развития макротехнологий

ТЕХНОЛОГИИ

ГОДЫ

1996

2010

2015

Авиационные

4.0

18-22

28

Космические

0.9

4

8

Ядерные

0.6

6

10

Судостроение

0.4

4

10

Автомобилестроение

0.2

2

6-8

Транспортное машиностроение

0.6

4

8-12

Химическое машиностроение

0.6

3

8-10

Новые материалы

7

12

14-18

Добыча и переработка нефти

6.4

8

14-22

Добыча и транспортировка газа

0.6

7

21-28

Энергетическое машиностроение

0.5

4

12-14

Станкостроение и промышленное оборудование

0.1

3

8-10

Микро- и радиоэлектронные

0.05

4

7-9

Компьютерные и информационные

0.05

4.6

7.8

Коммуникации и связь

0.2

3.8

12

Биотехнологии

0.4

6

10

ВСЕГО

22,6

94-98

144-180