logo search
шпоры по Селене ТТИ и ОАР

30.Устойчивость и качество регулирования

Любая система автоматического регулирования должна поддерживать определенные регулир. Параметры. В зависимости от схемы регулирования и физ.природы регулируемого параметра(давление, уровень, темп-ра, высота полета самолета) к системе предъявляютс разные требования по качеству регулирования. Качество регулирования – это быстродействие системы, ее точность и надежность.

Чем выше требования к качеству регулирования, тем более сложная и дорогая конструкция, тем более чувсвительные датчики используются в этой системе. Непосредственно с качеством регулирования связана устойчивость системы автоматического регулирования. Под устойчивостью понимается возможность ее вернуться в состояние равновесия по окончанию переходного периода, т.е. периода, когда система переходит из одного состояния в другое. Устойчивость системы бывает хорошая (система устойчива), удовлетворительная(система устойчива в определенном диапазоне регулирования) и неустойчивая система.

Пример 1. Абсолютно устойчивая система

Пример 2. Удовлетворительно устойчивая

Пример 3. Почти абсолютно неустойчивая

Абсолютно неустойчивая

Для характеристики системы по ее устойчивости применяют различные критерии: в зависимости от автора критерий носит его название

-критерий Раусса

-критерий Гурвица

-критерий Михайлова

-критерий Найквиста

Пользуясь этими критериями можно рассчитать устойчивость той или иной системы автоматического регулирования, в зависимости от результатов расчета определить диапазон ее устойчивости.

Этот диапазон очень часто наз. Диапазоном устойчивости. Зона устойчивости – это количественная оценка на сколько значения параметров системы или ее характеристики отстоят от границы опасной с точки зрения устойчивости