logo search
unpz_otchet_po_praktike

1. История завода

В апреле 1935 года в районе д. Щелчки было начато строительство Уфимского крекинг-завода, сырьем для которого должна была стать ишимбайская нефть.

В сентябре 1936 года была пущена опытная установка, моделирующая атмосферно-вакуумную трубчатку (АВТ), колонны риформинга и каталитического крекинга, все многообразные агрегаты нефтеперерабатывающего завода.

Строительство Уфимского Крекинг-завода осуществлялось в три очереди.

На первой очереди технологическая схема включала атмосферно-вакуумную трубчатку (АВТ), установки риформинга и термического крекинга, обеспечивающие максимальный отбор светлых нефтепродуктов из исходной нефти, установки сернокислотной очистки крекингового бензина и его вторичной перегонки.

Пробный пуск АВТ состоялся в январе 1937 года. Больше года понадобилось для устранения обнаруженных недостатков. 20 июня 1938 года установка АВТ дала первые 117 тонн бензина прямой гонки. В начале 1939 года вместе с эксплуатацией первой установки шла обкатка риформинга, завершился монтаж установок термического крекинга, сернокислотной очистки бензина, вторичной перегонки, то есть заканчивалось строительство первой очереди.

К концу 1940 года вступили в строй установки второй очереди: комбинированная установка термического крекинга (крекинг-установка "Луммус"), вторая часть установки вторичной перегонки (ВП-2-3), вторая сернокислотная установка фенолятной очистки газов от сероводорода, газофракционирующая установка, асфальтовый завод, давший первый уфимский битум.

В 1941 году сданы в эксплуатацию установки третьей очереди: полимеризации, гидрогенизации. Ввод этих установок в эксплуатацию позволил обеспечить выработку технического изооктана для приготовления авиационных бензинов. К концу 1941 года Уфимский крекинг завод представлял собой крупное предприятие, оснащенное по последнему слову техники.

В мае 1942 года группа рационализаторов УНПЗ и сотрудников ЦНИЛ (Д.Д. Стром, И.И. Кантор, Я.И. Середа, Л.Б. Элькинд, М.Х. Мавлютова, O.A. Чернявская) предложили получать новый деэмульгатор из недефицитного местного сырья. В конце 1944 года установка для выработки НЧК была пущена в эксплуатацию.

В 1943 году Уфимский нефтеперерабатывающий завод произвел продукции в 2 раза больше, чем в 1940 году. За время войны переработка нефти здесь увеличилась более чем в 1,5 раза, выпуск продукции почти утроился. Более 3,5 млн. тонн горючего, сотни тонн сырья для производства взрывчатых веществ дал завод фронту.

На базе "отходов" Уфимского нефтеперерабатывающего завода в 1943 году построили и запустили в эксплуатацию установку по производству пиробензола и толуола. Масштабы нефтехимических производств были очень скромными, однако зарождение нефтехимии в Башкирии произошло уже в эти годы.

В послевоенный период завод продолжает интенсивно развиваться. В 1946 году вводится в эксплуатацию установка электрообессоливания ЭЛОУ-1. В 1948 году вступили в строй установка прямой перегонки нефти (АВТ-2) и установка по производству фосфорного катализатора для полимеризационной и алкилирующей установок. В 1948 году было закончено строительство установки алкилирования изобутана бутиленами с целью получения алкилбензина. В этом же году закончен монтаж установки по получению изопропилбензола. Технический изопропилбензол использовался как компонент при приготовлении авиационных бензинов и как сырье для получения химически чистого изопропилбензола, используемого в технологии производства синтетического каучука. В 1950 году вводится в эксплуатацию ЭЛОУ-2, что значительно увеличивает возможности завода по подготовке нефти для переработки. В 1948 году начинается строительство двух блоков каталитического крекинга и цеха по производству алюмосиликатного катализатора. В 1951 г. вступил в строй цех по производству шарикового алюмосиликатного катализатора. В 1952 году вводятся в эксплуатацию оба блока установки каталитического крекинга и осваивается переработка тяжелого вакуумного газойля. Впервые в нефтяной практике Востока на Уфимском нефтеперерабатывающем заводе были освоены процессы каталитического крекинга на шариковом алюмосиликатном катализаторе. В 1959 году впервые в стране на заводе стали перерабатывать высокосернистую нефть.

Рост добычи высокосернистых нефтей в Башкирии увеличил их содержание в общем балансе сернистых нефтей, поступающих на нефтеперерабатывающие заводы г. Уфы (табл. 1).

Таблица 1

Переработка высокосернистой нефти на заводах Уфимского комплекса (%)

Заводы

Год

1963

1964

1965

1966

1967

1968

1969

1970

1971

1972

1973

ОЛУНПЗ

20,6

87,6

98,1

95,7

98,8

94,3

99,7

96,0

94,0

96,0

95,0

НУОЛНПЗ

-

3,3

9,4

17,4

26,5

42,4

49,3

40,0

36,4

21,8

30,8

УНПЗ им. XXII съезда КПСС

-

4,6

29,1

56,3

63,3

62,3

62,6

64,1

56,3

58,0

32,0

В 60-х годах на заводе была проведена большая работа, направленная на усовершенствование технологии, дооборудование установок, модернизацию оборудования, борьбу с коррозией. Более 70 % технологических объектов подверглись коренной реконструкции и модернизации с целью их приспособления к переработке нового вида сырья - высокосернистых нефтей.

Динамика переработки нефти и выпуска основных видов товарной продукции в этот период представлены в табл. 2.

Таблица 2

Динамика переработки нефти и выпуска основных видов товарной продукции на УНПЗ за 1957-1967 г.г.

Год

1957

1958

1959

1960

1961

1962

1963

1964

1965

1966

1967

Объем переработанной нефти, тыс. тонн

4153,6

4435,1

4393,9

4563,4

4248,8

4234,8

4555,0

4384,5

4761,1

4902,1

5089,7

Выработано, тыс. тонн

Бензин А-56 неэтил.

-

-

53,0

119,4

-

-

422,3

-

-

-

-

Бензин А-66 этил.

813,3

827,2

876,9

758,7

827,6

783,3

414,7

657,5

462,1

9,6

472,0

Бензин А-66 неэтил.

-

-

-

-

-

-

-

104,0

228,1

543,0

-

Бензин А-72

-

-

-

-

3,8

44,8

95,7

84,1

242,5

267,5

295,5

Бензин А-76

-

-

-

-

-

14,9

-

29,8

19,1

127,8

180,3

Бензин «калоша»

15,5

14,3

9,1

3,5

-

-

-

-

-

-

-

Экстракционный бензин

1,8

-

1,4

-

3,9

4,4

3,2

3,3

-

-

-

Уайт-спирит

-

0,8

11,6

23,9

24,2

48,9

46,0

46,0

46,2

50,6

29,2

Керосин

550,4

398,1

230,5

219,0

139,1

62,5

213,4

-

-

-

35,4

Дизельное топливо

910,3

1067,1

904,0

879,0

872,5

1194,2

1440,1

1396,3

1623,9

1408,5

1539,3

Битум

161,9

155,9

173,8

238,5

226,2

190,5

202,6

191,8

210,2

224,8

251,2

Мазут

1471,7

1740,7

1816,3

1784,0

1701,1

1549,1

1713,0

1891,7

2162,5

2229,8

22225,9

Крупным комплексным мероприятием стала реконструкция установок переработки нефти: ABT-l, АВТ-2, КУ-1, КУ-2, в результате которой мощность процессов возросла на 28 - 30 %.

В 1960 году на заводе началось строительство по проекту Ленгипрогаза первой отечественной крупнотоннажной установки гидроочистки дизельного топлива (Л-24-5). Ввод в эксплуатацию в 1963 году двух блоков установки гидроочистки дизельного топлива, содержащего до 2,7 % серы, позволил выпустить малосернистое топливо. Последующий ввод в эксплуатацию установки гидроочистки дизельного топлива новой модификации (Л-24-7) создал условия для выпуска топлива с 0,2 % серы. В 1976 году этому продукту был присвоен государственный Знак качества.

В 1962 году на УНПЗ введена в эксплуатацию установка ЭЛОУ-3 с шаровыми дегидраторами, на которой была освоена технология обессоливания и обезвоживания арлано-чегмагушской нефти с использованием в качестве деэмульгатора НЧК. С 1964 года на установках ЭЛОУ частично стал применяться деэмульгатор - дисольван.

Для производства высокооктановых товарных бензинов построена в 1964 году одна из первых в стране установка каталитического риформинга Л-35-5, а затем модернизированная установка Л-24-300. Благодоря применению катализатора АП-56 налажено производство этилированного бензина А-76.

С использованием оборудования блока прямой перегонки нефти установки "Луммус" создан блок вторичной перегонки бензина из высокосернистой нефти с получением фракций н.к. - 85 °С (компонента бензина А-76) и 85 -180 °С (сырья установки Л-35-5). С применением катализатора АП-64 налажен выпуск высокооктанового платформата и бензина АИ-93.

В эти же годы введены в эксплуатацию установка по производству меднохромовых катализаторов ГИПХ-105, установки инертного газа, элементарной серы.

В рекордно короткий срок построена установка ЭЛОУ-АВТ-6 для переработки западносибирских нефтей (менее сернистых и с большим содержанием светлых фракций). Пуск ее в 1974 году позволил заводу увеличить мощности по переработке нефти до 10 млн. т.

В 80-е годы была начата переработка газовых конденсатов Оренбургского и Карачаганского месторождений с высоким содержанием светлых фракций (до 87 %). Первый опыт показал, что высокое содержание в них сернистых соединений, особенно меркаптанов, и специфический углеводородный состав требуют применения нетрадиционных технологий их переработки.

В связи с этим на УНПЗ были начаты работы по созданию технологий и схем квалифицированной переработки газовых конденсатов. Технология переработки газового конденсата была освоена на реконструированных установках АВТ-2, Л-24-5 и вновь построенной установки изориформинга.

В 90-е годы снижение добычи нефти как в Башкортостане, так и в целом по стране повлекло за собой падение объемов нефтепереработки в республике. Общий объем переработанной нефти (включая газовый конденсат) в 1994 г. составил 27,7 млн.т, что почти в 2 раза меньше, чем в 1990 г. (49,9 млн. т). Имея среднюю мощность нефтеперерабатывающих заводов по первичной переработке нефти 13 млн. т/год, на начало 1995 г. получено лишь 3,7 млн. т/год.

Еще в 1985 г. на Уфимском НПЗ была разработана программа технического перевооружения, обеспечивающая углубление переработки нефти до 75,6 %. Главное ее мероприятие - развернувшееся в 1986 г. строительство комплекса Г-43-107 М/1.

В марте 1995 года введен в эксплуатацию комплекс Г-43-107 М/1, который включает процессы гидроочистки вакуумного газойля, каталитического крекинга в прямоточном реакторе (технология IFP-TOTAL), газофракционирования, получения МТБЭ (метил-трет-бутилового эфира), водорода и газовой серы, а также азотно-кислородную станцию, резервуарный парк и природоохранные объекты.

Располагая современными технологическими процессами и оборудованием, завод способен выпускать топлива, отвечающие по качеству международным требованиям: автобензины неэтилированные с содержанием бензола менее 5 % марок АИ-95, АИ-93, АИ-92, АИ-91 и А-76; дизельные топлива летней, зимней и арктической марок с содержанием серы 0,2 и 0,05 %; мазут марок М40, М100 с содержанием серы до 3,5 %; большой ассортимент сжиженных газов (бутан технический, пропан-бутан-пентановая, пропан-пропиленовая, бутан-бутиленовая и пентан-изопентановая фракция, сжиженные газы для коммунально-бытового потребления), а также серу газовую комовую и жидкую сорта 9998, жидкий азот и кислород.