logo search
Kurs_lektsy

Создание системы pdm на предприятии:

На промышленных предприятиях в настоящее время появилась насущная необходимость в снижении трудоемкости разработки документации и ускорении подготовки производства. Для эффективного решения этой задачи необходима четкая организация процесса подготовки производства, прежде всего разработки документации, для этого нужно внедрение новых технологий документооборота и модернизации процесса согласования между отдельными структурными единицами предприятий. Одним из путей решения данной задачи является внедрение системы PDM.

Управленческие технологии реализуются посредством технологий управления данными (РDМ-технологий) с использованием инструментальных средств, к числу которых, в первую очередь, относятся системы управления данными об изделии (системы РDМ – Product Data Management). На основе этих систем осуществляется информационная (компьютерная) под­держка управления качеством, процессов управления конфигурацией, анализа логистической поддержки, сбора и обработки данных об изделии.

Согласно ИСО 10303 система РDМ строится на основе стандартизованной объектной модели данных и оперирует следующими основными понятиями:

- изделие/версия изделия/конфигурация изделия/экземпляр изделия;

- структура изделия;

- контекст представления данных (конструкторский, технологический, эксплуата­ционный и т.д.);

- электронный технический (конструкторский, технологический, эксплуатацион­ный) документ;

- состояние (статус) документа, структуры, свойства, процесса, ресурса;

- электронно-цифровая подпись;

- поток работ;

- процесс/экземпляр процесса;

- ресурс;

- свойство (характеристика);

- единица измерения;

- категория.

С помощью РDМ-систем можно решать самые разнообразные задачи информацион­ной поддержки жизненного цикла изделий, в том числе:

- автоматизировать работу с документами;

- создавать информационно-справочные системы предприятия;

- осуществлять информационную поддержку конструкторско-технологической подготов­ки;

- осуществлять информационную поддержку изделия на этапе производства;

- осуществлять информационную поддержку изделия на этапе эксплуатации;

- реализовывать информационную поддержку решения задач менеджмента качества;

- осуществлять информационную поддержку взаимодействия с другими предприятиями;

- управлять проектами.

Главное в реализации данной системы – наладить эффективное взаимодействие между структурными единицами предприятия в ходе работы над изделием.

Структурная декомпозиция взаимодействия подразделений предприятия в ходе подготовки производства:

Построения базы данных предприятия задача слишком глобальная для современных реалий, а вот построение базы данных изделия – задача решаемая и необходимость ее решения очевидна. Обозначим основные подходы к построению этой базы. На машиностроительном предприятии необходима, прежде всего, четкая координация между структурными единицами, ведущими конструкторскую, технологическую подготовку производства и собственно производственными структурными единицами. Вообще схему информационного сопровождения изделия можно проиллюстрировать следующим образом:

Рис 5. Взаимодействие работников в ходе производства изделий

Суть состоит в следующем – конструктор выдает КД технологу, по которому он разрабатывает технологию изготовления изделия. Здесь имеется и обратная связь, т.к. технолог имеет право вносить свои корректировки в КД с точки зрения технологичности. Далее технолог передает документацию в производство, здесь также имеется обратная связь, которая обуславливает адаптацию ТП к конкретным производственным условиям. И наконец, имеется обратная связь между производством и конструктором, которая в свою очередь обеспечивает адаптацию конструкции изделия к условиям производства, что тоже возможно. Так вот, с целью ускорения процесса подготовки производства и снижения процента ошибок и несогласованности, необходимо создание единой базы данных об изделии, куда бы в оперативном режиме заносилась информация о текущем состоянии изделия, документации.

Можно также отметить, что создание такой базы данных позволит решить еще несколько задач:

  1. Ускорение процесса разработки документации за счет того, что имеются аналоги, которые производились данным предприятием ранее;

  2. Упрощение процедуры повторного запуска изделий в производство после некоторого перерыва, т.к. нет необходимости в поиске документации на него.

  3. Упрощение процедуры решения проблем по браку, т.к. в данную схему можно добавить и эту информация и в оперативном режиме появится возможность получения информации о тех проблемах, которые возникали ранее.

Для эффективного функционирования данной системы необходимо еще определиться с тем, кто будет координировать ее работу. Здесь следует отметить тот факт, что в схему на рис. 5 не включены подразделения по управлению качеством продукции. Эти подразделения стоят выше представленных на рис. 5, и именно они должны осуществлять корректировку работы данной системы. В таком аспекте структура системы должна выглядеть так:

Рис 6. Система информационной поддержки