logo search
Готовые билеты

16) Многоголосные духовые инструменты. Конструкция, разновидности, тембральные и высотные особенности. Специфика исполнительских особенностей.

Я зычковые духовые инструменты. К язычковым духовым инструментам относятся губная гармоника, аккордеон, баян, гармонь. Губная гармоника. Очень распространённый язычковый музыкальный инструмент. В России его также называют гармошкой, гармонью (что не верно, потому что гармонь — это другой инструмент). Также её называют харпом (harp — так его называли в Америке), но такое название не совсем корректно, так как harp — это арфа. Внутри губной гармоники находятся медные пластинки (язычки), которые колеблются в воздушной струе, создаваемой музыкантом. В отличие от других язычковых музыкальных инструментов гармоника не имеет клавиатуры. Вместо клавиатуры используется язык и губы для выбора отверстия (как правило, они расположены линейно), соответствующего желаемой ноте. Губная гармоника чаще всего используется таких музыкальных направлениях, как блюз, фольк., блюграсс, блюз-рок, кантри, джаз, зурна. Аккордеон - клавишный духовой язычковый музыкальный инструмент, ручная гармоника. Достоинства. Использование множества т. н. регистров, позволяющих менять и комбинировать октавы и сполняемых мелодий, даёт возможность моделировать множество других инструментов и тем самым фактически заменить их звучание. На концертных версиях аккордеонов существуют регистры, расположенные в местах, которые позволяют переключать их, не прерывая мелодии (например, т. н. «подбородковые» регистры). Управляемость длительностью звучания позволяет извлекать звуки почти произвольной длительности и, тем самым, адекватно воспроизводить орган, в отличие от фортепиано, где это невозможно. Зависимость извлечения звука от движения меха даёт простор дополнительным приёмам звукоизвлечения (например, вибрато). Портативность в сочетании с громкостью позволяет выступать музыкантам в практически любом месте. Меньший размер клавиш по сравнению с фортепиано даёт возможность исполнять большие интервалы. была изобретена в Германии, в начале XIX века. Однако есть и другие данные. Баян. Баян, известен за рубежом как «кнопочный аккордеон», что не совсем верно: это разные инструменты. Баян, удобен для исполнения танцевальных мелодий (вместе с другими инструментами он создаёт характерный насыщенный звук), в то время как аккордеон — мелодический, ведущий инструмент. Гармонь - язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд. На правой клавиатуре играется мелодия.

К лавишные духовые инструменты. Орган — один из древнейших инструментов — самый старый из них. Клавиши у органа были широкими и нажимали их кулаками, они пришли на смену большим рычагам, введенным в XI веке взамен неудобных ручных задвижек. В начале XVI века широкие клавиши были заменены более удобными — узкими, с помощью которых играют и сейчас. Тем самым орган стал клавишным духовым инструментом. Орган - клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый крупногабаритный вид музыкальных инструментов. Благодаря своему размеру, широкому диапазону звуковых частот, богатству тембров и обилию музыкально-исполнительских средств, орган занимает первое место среди всех музыкальных инструментов и по праву называется «королём инструментов». Устройство. Пульт. Пульт органа («шпильтиш» от нем. Spieltisch или органная кафедра) — пульт со всеми необходимыми для органиста средствами, набор которых в каждом органе индивидуален, но общие: игровые — мануалы и педальная клавиатура (или просто «педаль») и тембровые — включатели регистров. Могут присутствовать также динамические — швеллеры, различные ножные рычаги или кнопки для включения копул и переключения комбинаций из банка памяти регистровых комбинаций и устройство для включения органа. За пультом, на скамье, органист сидит во время исполнения. Копула, Швеллер, Банк памяти регистровых комбинаций, Готовые регистровые комбинации, Тутти (от итал. Tutti — все) - кнопка включения всех регистров и копул органа. Мануалы. Мануал (от лат. manus — рука) — это клавиатура для игры руками. Главный мануал (имеющий самые громкие регистры), Oberwerk (менее громкий вариант) либо Positiv (облегченный вариант), Rückpositiv, Hinterwerk, Brustwerk, Solowerk. Педальная клавиатура. Педальная клавиатура или просто педаль — это клавиатура, имеющая набор клавиш диапазоном от 5 до 32 (обычно 32, от C до g1 или до f1), с собственным набором регистров преимущественно низких звуков, для игры ногами, нажимая клавиши каблуком или носком в зависимости от аппликатуры (до XIX века — только носком). Педальная клавиатура бывает прямой или радиальной, вогнутой или нет. Орган без педали или с подвесной (не имеющей собственных регистров) называется позитив, маленький переносный орган — портатив. Благодаря трубам, звучащим на две октавы ниже или на три октавы выше писанных нот, большой орган имеет звуковой объём в 9,5 октав. Регистры. Каждый ряд труб одинакового тембра составляет как бы отдельный инструмент и называется регистром. Каждая из выдвигаемых или вдвигаемых регистровых рукояток (или электронных выключателей), расположенных на пульте органа над клавиатурами или по бокам от пюпитра, включает или выключает соответствующий ряд трубок. Если регистры выключены, при нажатии клавиши орган звучать не будет. Каждая рукоятка соответствует регистру и имеет своё название и высоту тона самой большой трубы этого регистра, обозначенную в футах в переводе на Principal. Так, закрытые трубы (Gedackt) звучат октавой ниже, поэтому такая труба тона «до» субконтроктавы обозначается как 32', при фактической длине в 16, а к язычковым регистрам понятие длины вообще неприменимо.

Все регистры по устройству труб делятся на две группы: Лабиальные, Язычковые. Трубы. Трубы регистров звучат по-разному: 8-футовые трубы звучат в соответствии с нотной записью; 4- и 2-футовые звучат на одну и две октавы выше; 16- и 32-футовые звучат на одну и две октавы ниже; 64-футовые лабиальные трубы, встречающиеся в наиболее крупных органах мира, звучат на три октавы ниже записи, следовательно, те, что приводятся в действие клавишами педали и мануала ниже контроктавы, издают инфразвук; закрытые сверху лабиальные трубы звучат октавой ниже открытых. Трактура. Органная трактура — это система передаточных устройств, функционально соединяющая элементы управления на шпильтише (пульте) с воздухозапорными устройствами органа. Игровая трактура передаёт движение клавиш мануалов и педали на клапаны конкретной трубы или группы труб в микстуре. Регистровая трактура обеспечивает включение или выключение целого регистра или группы регистров в ответ на нажатие тумблера или движение регистровой рукоятки. Также посредством регистровой трактуры действует память органа — комбинации регистров, заранее скомпонованные и заложенные в устройство органа (фиксированные комбинации — Pleno, Plein Jeu, Gran Jeu, Tutti и др.), либо сформированные самим органистом (свободные комбинации, состав которых может меняться в любой момент на усмотрение исполнителя). Основные типы органных игровых трактур: механическая, пневматическая, смешанная трактура, электропневматическая, электрическая, электромеханическая (комбинированная) трактура является наиболее распространённой в настоящее время для крупных инструментов. Она совмещает высокие музыкально-исполнительские качества прямого (механического) управления клапанами труб с удобствами электрического управления регистрами. Применение. В з ападных странах орган прежде всего используется на богослужениях в западных конфессиях христианской церкви, как инструмент аккомпанирующий церковному хору, для исполнения сольных органных произведений и импровизации. В некоторых церквях и соборах устраивают концерты или органные богослужения (концерт с проповедью). Помимо этого, есть органы, установленные в концертных залах. Орган нередко соединяется с другими сольными инструментами, оркестром и пением в ораториях, кантатах, псалмах, а также в опере.