logo
popov_n_n_burlak_i_yu_nanotehnologiya_konstrukc

Заключение

Создание новых технологических процессов производства конструкционных материалов с высокопрочной наноструктурой относится к числу наиболее перспективных и быстро развивающихся в России и за рубежом направлений современного материаловедения. Основными целями нанотехнологий конструкционных материалов является повышение удельной прочности (или коэффициента конструктивного качества), жёсткости и обеспечения стабильности наноструктурного состояния и, следовательно, повышения качества и надёжности работы материалов в нагруженном состоянии, что достигается созданием и управлением естественно- и искусственно-гетерофазными наноструктурами. Естественно-гетерофазные наноструктуры образуются в результате, в основном, термической, термопластической обработки исходных заготовок, т.е. "сверху-вниз" или при литье, сварке. Искусственно-гетерофазные материалы создаются получением наночастиц плазменным методом, осаждением из газовой фазы, электроосаждением, синтезом из гелевых растворов, ударным измельчением или природным образованием с последующим равномерным распределением в матрице-основе. В последнем случае основным базовым принципом формирования наносистемы является механизм и природа поверхностного нескомпенсированного заряда атома.

Структурный наноуровень является не просто одним из уровней размерности дисперсных систем, а представляет уровень особой структурной организации и самоорганизации вещества, его перехода в принципиально новое качество с новыми свойствами.

По данным зарубежных и отечественных исследователей в области развития нанонауки и нанотехнологий сейчас вносится и будет вноситься максимальный финансовый вклад в развитие производства наноматериалов и, соответственно, будет подучена максимальная материальная отдача, по сравнению с наноэлектроникой, экологией, фармацевтикой, транспортом и др. направлениями развития современной науки, техники и технологии.

В настоящее время общепризнано, что хотя многим теоретическим разработкам в области нанотехнологий пока не придан прикладной характер, однако назрела острая необходимость изучения нанотехнологий в учебных заведениях, особенно "материалоёмкого" профиля, и коренного пересмотра учебных программ.

Для заметок

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учебное пособие