Экономическое развитие в середине 19 века
Феодальная экономическая система в ступает в эпоху кризиса. В развитых странах запада происходит промышленный переворот, с изобретением парового двигателя, происходит переход от мануфактуры к фабрике, от ручного труда к машинному, производительность труда выросла в 10 раз.
В России промышленный переворот начался лишь в середине 19 века. Причиной было то что паровые двигатели оказались не востребованы, не вытесняли ручного труда, так как промышленный переворот тормозило сохранение крепостного права. Крепостной труд делал не выгодным применением машин. Крепостного рабочего нельзя было уволить, его можно было только продать вместе с заводом. Внедрение машин вело к высвобождению рабочих рук, но заводовладелец вынужден был их содержать. Это делало внедрение машин бессмысленным. Производительность труда у наемных рабочих была значительно выше. Удельный вес рабочего труда постепенно рос:
1800 год - наемных рабочих 41%, крепостных 59%
1860 год - крепостных 18%, наемных 82%
Но наемные рабочие это те же крепостные отпущенные помещиком на заработки в город. Труд их носил сезонный характер и самое главное они были прикреплены к земли и не могли переходить с места на места в поисках работы. Фабрика требовала лично свободного рабочего. Разные отрасли промышленности, кризис затронул по разному: в хлопчатобумажном пр-ве вообще не применялся крепостной труд, поэтому промышленный переворот завершился здесь в середине 19 века. А сильнее всего кризис затронул горно-металлургическую промышленность, основанную на крепостном труде.
В конце 18 века Россия занимала первое место в мире по производству железа, а к 60 годам 19 века в 10 раз меньше чем Англия. Русская металлургия увеличила производство вдвое. А Английское в 24 раза. И английское железо вытесняет с мировых рынков.
В первой половине 19 века Урал делился на 3 губернии: вятскую, пермскую, уфимская. Помимо гражданской администрации, на Урале была еще горная, центром которой являлся Екатеринбург. Тут располагалось уральское горное правления, и резиденция начальника горных заводов. Урал делился на горно-заводские округа, во главе с окружными конторами, подчиненые начальнику горных заводов Урала. В состав округа входил завод, принадлежащие заводу рудники и леса и заводские дачи, земли крепостных рабочих и приписных крестьян.
Начальнику горных заводов, были подчинены воинские части, горные батальоны, все вопросы жизни горных заводов, начальник решал самостоятельно, помимо губернатора. Было издано положение о корпусе горных инженеров, им присваивались воинские звания и давался специальный мундир. Рабочие горных заводов, приравнивались к военнослужащим, кроме того был создан корпус лесничих, под началом главного лесничего в чине подполковника.
За первую половину 19 века население Урала выросло в 2,5 раза и составило 3,2 миллиона душ мужского пола. К середине 19 века население составляло 7,5 миллиона человек. 64% - крестьяне (большинство государственные), это деление не отражало реальную структуру населения, так как горно-заводские рабочие регистрировались как крестьяне. Приписные крестьяне не имели достаточной квалификации, поэтому 1807 году приписка крестьян к заводам была ликвидирована, в место них были введены непременные работники, они отбирались из состава из тех же приписных крестьян 56 человек из 1000 и должны были работать на заводе 10 мес. в году, получали жалование, одежду, лошадей.
Ядро заводских рабочих составляли мастеровые. Они работали на заводах постоянно, 250 дней в году, месяц выделялся для отпуска (заготовка сена).
На казенных заводах Урала существовал военный режим, работали до 35 лет, уходили в отставку и получали пенсию. Крепостных крестьян было менее 3%. Городское население составляло 3 % населения Урала вместе с поселками.
18 веке были открыты многочисленные месторождения золото. Первое в России было открыто в 1742 году вблизи Березовска. Богатейшие запасы золото были открыты вблизи мяского завода. В 1823 году там были открыты казенные промыслы, а в 1824 году прииск посетил Александр I и выкопал самородок.
В первое десятилетие 19 века на Урале началась золотая лихорадка.
1847 году Россия давала примерно половину мировой добычи золота и обогнала по добыче все страны мира, ежегодно 350 пудов.
Поиски золота привели к открытию на Урале месторождения платины. Было добыто свыше 2 тыс. пудов платины, чеканили платиновые монеты.
В первой половине 19 века основным видом транспорта был водный.
1817 год - построен первый пароход. 1846 году было создано пермское пароходное общество, по Каме ходило 43 парохода.
Ирбитская ярмарка, оставалась второй по величине ярмаркой России.