4. Режимы работы двигателя и их общая характеристика
Для каждого двигателя устанавливается номенклатура основных режимов его работы. Она включает в себя наименование режимов, значения контролируемых параметров, до-
пустимое время работы двигателя на этих режимах, гарантируемые на каждом режиме значения тяги и удельного расхода топлива.
Рассмотрим номенклатуру рабочих режимов ТРДДФ см РД 33-2С.
Режим малого газа (МП. Это установившийся режим работы двигателя, характеризующийся наименьшими значениями тяги и частоты вращения роторов, при которых обеспечивается его устойчивая работа, потребная приемистость и достаточная мощность для привода агрегатов, установленных на двигателе.
Крейсерские режимы. На двигателе РД 33-2С крейсерскими именуются режимы, занимающие промежуточное положение по тяге между режимами «Малый газ» и «Максимал». Поэтому значения частот вращения ротора низкого и высокого давления на этих режимах ниже, чем на максимальном.
Время работы на крейсерских режимах в пределах установленного ресурса не ограничивается. Они являются основными режимами работы двигателя при полетах большой продолжительности и дальности, поэтому на них должна обеспечиваться наилучшая экономичность.
Максимальный режим (М). Этот режим характеризуется наибольшими для нефорсированных режимов значениями частот вращения роторов, а также температуры газов Тг,
поэтому ему соответствует наибольшее (при данных условиях полета) значение тяги. Детали двигателя на максимальном режиме подвержены большим тепловым и силовым нагрузкам, поэтому суммарное время работы на таком режиме ограничивается. Используется этот режим на взлете, при наборе высоты и при полете на большой скорости.
Минимальный форсированный режим (МФ). Это форсированный режим работы двигателя, характеризуемый минимальным расходом топлива в форсажной камере сгорания. С целью обеспечения надежного устойчивого горения топлива в форсажной камере и повышения К.П.Д., работа двигателя на этом режиме обеспечивается при максимальном режиме работы турбокомпрессора, т.е. при максимальной частоте вращения роторов и максимальной температуре газа перед турбиной. Для того, чтобы использовался весь диапазон потребных тяг двигателя для реализации оптимальных режимов полета самолета, тяга на этом режиме должна незначительно отличаться от тяги на режиме «М». На двигателе РД 33 тяга на этом режиме всего на 10... 12% превышает тягу на режиме «М».
Полный форсированный режим (ПФ). Это форсированный режим работы двигателя, характеризующийся максимальным расходом топлива в форсажой камере сгорания при максимальном режиме работы турбокомпрессора с целью получения максимальной тяги.
Режим повышенной температуры (РПТ). С целью улучшения разгонных и маневренных характеристик истребителя в области больших чисел М полета, где вследствие роста лобового сопротивления самолета существенно снижается величина эффективной тяги его силовой установки, предусмотрена возможность дополнительного форсирования двигателя на режиме полного форсажа путем перехода на режим повышенной температуры.
Повышение тяги на этом режиме достигается за счет увеличения температуры газов перед турбиной на 25 градусов выше, чем на режиме «ПФ». При этом частота вращения ротора высокого давления увеличивается примерно на 2%.
Параметры работы двигателя на самолете контролируются как визуально по бортовым указателям, так и по световой сигнализации системы «Экран» и по речевой информации, извещающих о достижении предельно допустимых значений некоторых параметров. В полете информация о работе двигателя поступает в бортовой регистратор «Тестер».
Основными приборами контроля за работой силовой установки являются:
-электрический дистанционный тахометр, предназначенный для непосредственного измерения частоты вращения роторов, выраженной в %% от максимальной частоты вращения. Двустрелочный указатель, один на два двигателя, размещен справа на приборной доске.
-термометры выходящих газов за турбиной двигателя, которые предназначены для измерения средней температуры газов за турбинами двигателей. Указатели температуры
размещены на приборной доске ниже указателя частоты вращения.
Кроме того, предусмотрена световая сигнализация о работе силовой установки: -красные светофильтры с надписями «Сбрось обороты лев.» «Сбрось обороты прав.»
«Масло двиг.»
-зеленые светофильтры с надписями «Форсаж лев.» «Форсаж прав.» «Запуск лев.» «Запуск прав.»