4. Основные эксплуатационные параметры силовой установки.
К числу основных параметров, характеризующих технические данные и степень совершенства ГТД,. относятся:
тяга, Р;
удельная тяга, Руд;
удельный расход топлива, Суд;
удельная масса,γдв;
габаритные размеры и ресурс.
Тяга Р турбореактивного двигателя возникает в результате взаимодействия его элементов с потоком газа, проходящим через двигатель. Часть развиваемой двигателем тяги затрачивается на преодоление трения и внешнего сопротивления, создаваемых элементами самой силовой установки (входным устройством, мотогондолой и т.д.) Поэтому, чтобы правильно оценить характеристики изолированного двигателя и учесть влияние внешнего сопротивления, создаваемого элементами силовой установки, вводится два понятия силы тяги: внутренняя тяга и эффективная тяга силовой установки.
Под внутренней тягой силовой установки Р принято понимать тягу, определяемую
внутренним процессом двигателя, т.е. без учета внешнего сопротивления силовой установки.
Под эффективной тягой силовой установки Рэф понимают ту часть тяги, которая
расходуется непосредственно на движение самолета в полете, т.е. используется для преодоления лобового сопротивления и инерции самого самолета.
Эффективная тяга силовой установки по своему физическому смыслу представляет собой равнодействующую всех сил давления и трения, действующих на ее рабочие поверхности со стороны газовоздушного потока, протекающего через двигатель и воздушного потока, обтекающего силовую установку снаружи.
Рэф=Р-Рнар,
где Рнар - равнодействующая сил давления и трения, действующих на наружную
поверхность силовой установки.
Эффективная тяга силовой установки может быть определена по упрощенной формуле, которую вывел академик Б. Стечкин
P = Gb(Cc-V)
Тяга измеояется в Ньтонах (И) или кГс.
Удельной тягой Руд называется отношение тяги к секундному расходу воздуха
через двигатель:
Удельная тяга в однотипных двигателях характеризует их лобовые размеры и газодинамическое совершенство, т.е. показывает, какую тягу создает 1 кг воздуха.
Удельная тяга - один из наиболее важных параметров ГТД. Чем выше Руд, тем
меньше при заданной тяге потребный расход воздуха через двигатель, а следовательно, его диаметр и масса.
Удельным расходом топлива Суд называется отношение часового массового расхода топлива G т.ч. к развиваемой двигателем тяге:
Удельный расход топлива характеризует экономичность двигателя, т.к. показывает, сколько топлива затрачивает двигатель данного типа на заданной скорости полета в единицу времени для создания силы тяги, равной 1 Н.
Чем меньше удельный расход топлива, тем больше при заданной скорости дальность и продолжительность полета самолета.
Удельной массой двигателя γдв принято называть отношение массы двигателя
Мдв к тяге.
Чем меньше удельная масса двигателя, тем меньше при заданной тяге масса и вес силовой установки, которые в значительной степени влияют на такие важные данные самолета, как дальность полета, грузоподъемность, скорость.
Габаритные размеры двигателя.
Длина двигателя Lдв =
Максимальный диаметр Dдв =
Ресурс двигателя.
Указывается в формуляре двигателя. Может быть определен по серии двигателя. Номер серии определяется по заводскому номеру двигателя. Например, Г81433011.
Г - условное обозначение завода-изготовителя;
8 - год выпуска (1998);
1 - квартал;
4 - серия;
33-тип изделия;
011 - номер двигателя в серии.