32. Критерии работоспособности и расчета деталей машин. Прочность, жесткость 33. Критерии работоспособности и расчета деталей машин. Износостойкость, теплостойкость. Виброустойчивость.
Основные направления повышения прочности изделия.
1. Следует избегать действия изгибных напряжений. Конструировать следует так, чтобы материал работал на сжатие или растяжение. Например, мосты конструируют в виде ферм, а не как балки, опертые по краям.
Выбирать рациональную форму. Для избежания высоких значений напряжений изгиба сосуды высокого давления выполняют сферическими, а не призматическими.
Оптимизировать форму с целью ликвидации концентраторов напряжений. Так, только за счет оптимизации формы прочность коленчатого вала по сопротивлению усталости удалось повысить в 3 раза.
Создавать в деталях начальные напряжения обратного знака, в частности механическим или термическим поверхностным упрочнением.
Жесткость - способность детали сопротивляться изменению формы и размеров под нагрузкой. Роль этого критерия работоспособности возрастает в связи с тем, что прочностные характеристики материалов (например, сталей) постоянно улучшаются, что позволяет уменьшить размеры деталей, а упругие характеристики (модуль упругости) при этом не изменяются
Различная жесткость деталей соединения меняет распределение нагрузки между отдельными элементами. В большинстве случаев основным критерием расчета валов является жесткость, а не прочность. Варьируя жесткость отдельных элементов механической системы, можно выйти из области резонанса.
Мероприятия по повышению жесткости.
1. Рациональное расположение опор. Расположение опор на расстоянии 0,223l от концов уменьшает максимальный прогиб l балки под действием силы тяжести в 48 раз.
2. Применение материалов с высоким модулем упругости: сталей, чугунов с шаровидным графитом.
3. Выбор рациональной формы сечения. Жесткость двутавра, равновеликого круглому цилиндрическому брусу, выше в 26 раз.
4. Повышение контактной жесткости в подвижных сопряжениях пригонкой и уменьшением волнистости и шероховатости поверхностей, предварительным натягом.
Износостойкость - свойство материала оказывать сопротивление изнашиванию. Под изнашиванием понимают процесс разрушения и отделения вследствие трения материала с поверхности твердого тела, проявляющийся в постепенном изменении размеров или формы.
Износостойкость зависит от физико-механических свойств материала, термообработки и шероховатости поверхностей, от значений давлений или контактных напряжений, скорости скольжения, наличия смазочного материала, режима работы и т.д.
Износ (результат изнашивания) изменяет характер сопряжения, увеличивает зазоры в подвижных соединениях, вызывает шум, уменьшает толщину покрытия, снижает прочность деталей.
Износ можно уменьшить, если разделить трущиеся детали смазочным материалом.
Мероприятия по уменьшению изнашивания:
Следует избегать применения открытых поверхностей трения, подверженных абразивному воздействию
Совершенствование уплотнительных устройств. Введение лабиринтных уплотнений подшипников увеличило их ресурс в роликах конвейеров в 3 - 4 раза.
Обеспечение равномерного распределения давления по поверхности; повышение поверхностной твердости (закалка снижает износ в 2 раза).
Обеспечение совершенного трения (гидродинамического, гидростатического, трения качения).
5. Замена внешнего трения внутренним. При малых перемещениях применяют резинометаллические шарниры, в которых резиновая втулка привулканизирована к металлическим трубкам или закатана между ними.
Теплостойкость - способность конструкции работать в пределах заданных температур в течение заданного срока службы. Нагрев деталей в процессе работы машины приводит к:
1. Снижению механических характеристик материала и к появлению пластических деформаций - ползучести.
Уменьшению зазоров в подвижных сопряжениях деталей и, как следствие, схватыванию, заеданию, заклиниванию.
Снижению вязкости масла и несущей способности масляных пленок. С повышением температуры вязкость минеральных нефтяных масел снижается по кубической параболе - очень резко.
С целью повышения теплоотдачи предусматривают охлаждающие ребра, принудительное охлаждение или увеличивают размеры корпуса.
Виброустойчивость - способность конструкции работать в диапазоне режимов, достаточно далеких от области резонанса. Вибрации снижают качество работы машин, увеличивают шум, вызывают дополнительные напряжения в деталях. Особенно опасны резонансные колебания.
Расчеты на виброустойчивость выполняют для машины в целом. Они сводятся к определению частот собственных колебаний механической системы и обеспечению их несовпадения с частотой вынужденных колебаний.
К устройствам для снижения колебаний относят маховики, упругодемпфирующие элементы и демпферы, рассеивающие энергию колебаний.
- 1. Основные тенденции развития машинного парка
- 2. Что позволит обеспечить механизация вагоноремонтного производства.
- 3. Классификация машин в зависимости от вида выполняемого рабочего процесса.
- 4. Структура производственного процесса ремонта вагонов.
- 5. Классификация машин вагоноремонтного производства.
- 6. Факторы, влияющие на уровень механизации производственных процессов ремонта
- 7. Элементы производственного процесса
- 8. Средства технологического оснащения. (гост 23004-78)
- 9. Классификация машин в зависимости от объема механизации. (гост 23004-78)
- 10. Методы выполнения технологического процесса.
- 11 Виды механизации технологического процесса.
- 12. Принципы построения системы механизации вагоноремонтного производства.
- 13. Задачи, решаемые при механизации технологического процесса.
- 14. Показатели оценки уровня механизации процессов ремонта вагонов.
- 15. Показатели оценки технического уровня производства
- 16. Показатели технического уровня машины.
- 21. Технологические и эксплуатационные свойства металлов.
- 22. Правила проектирования машин.
- 23. Принципы которыми руководствуются при проектирования машин.
- 24. Особенности процесса конструирования разных механизмов и машин.
- 25. Этапы разделения процесса конструирования механизмов и машин.
- 26. Признаки присущие сапр.
- 27. Функции автоматизированного проектирования.
- 29. Задачи, решаемые при расчете деталей машин
- 30. Какие характеристики работы деталей устанавливают при проектировании машин.
- 32. Критерии работоспособности и расчета деталей машин. Прочность, жесткость 33. Критерии работоспособности и расчета деталей машин. Износостойкость, теплостойкость. Виброустойчивость.
- 34. Пути создания машин высокой надежности при уменьшенных затратах.
- 35. Функциональные части машины. Структура машин.
- 37. Назначение приводов. Классификация.
- 38. Выбор типа привода.
- 39. Назначение, элементы электропривода
- 40. Классификация электропривода.
- 41. Механическая система приводов. Способы соединения
- 42. Функции, выполняемые механической передачей.
- 43. Назначение и виды гидроприводов
- 44. Назначение и виды пневмоприводов
- 45. Проектирование передачи винт-гайка.
- 46. Проектирование опор на подшипниках качения
- 47. Физический износ машин
- 48. Моральный износ машин.