logo
ВВЕДЕНИЕ, ВЫБОР ОБОРУД

1. Выбор и покупка оборудования

Технологи чаще всего вынуждены решать задачи не по ремонту оборудования, а по выбору наиболее приемлемого оборудования. Для решения этой задачи необходимо уметь обоснованно сравнивать различные виды оборудования. В теории маркетинга разработаны способы оценки конкурентоспособности видов оборудования, которые можно использовать для их сравнения и выбора наиболее подходящего.

Сравнение товаров, выпускаемых в разных странах, производят по мировым ценам. Мировая цена - это средневзвешенный уровень цен, по которым данный товар реализуют на мировом рынке на общепринятых условиях платежа и поставки в условиях конкретно складывающейся конъюнктуры мирового рынка. Это цены, по которым осуществляются крупные импортные и экспортные сделки на условиях, обычных для большинства товарных рынков. Их обычно используют в регулярных сделках на важнейших рынках. Платежи по сделкам ведут в свободно конвертируемой валюте.

Разделяют прейскурантную цену и цену потребления. Цена потребления это сумма прейскурантной (продажной) цены и эксплуатационных расходов. В современном оборудовании доля продажной цены может составлять 0,1-0,2 от цены потребления. В этом случае основное внимание фирмы производители и потребители уделяют не продажной цене, а цене потребления.

Для сравнения конкурентоспособности товаров используют набор параметров, которые можно объединить в ТЕХНИЧЕСКИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ и ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ. Сначала необходимо точно уяснить, каким требованиям должна удовлетворять приобретаемая машина, а для оценки конкурентоспособности – потребности потенциальных покупателей. Для каждого параметра вычисляется единичный параметрический показатель (qi):

qi = 1 - (pi - p100)/p100 (1)

где pi – величина параметра реального изделия, p100 – величина гипотетического параметра, удовлетворяющего потребности на 100%. Поскольку потребность не может быть удовлетворена более чем на 100%, то qi < 1.

Например, если необходима дробилка производительностью 4,5 т/ч, а предлагается 4т/ч, то

qi = 1 – (0,5/4,5) = 0,89

Каждому параметрическому показателю присваивают свой вес (ai) в зависимости от его важности для выполнения наших потребностей. Затем единичные параметры с присвоенными им весами (весовыми коэффициентами) суммируют для получения группового (обобщенного) показателя (Iгр):

Iгр = ai qi (2)

По групповым показателям производят сравнение различных изделий. Лучшим считают агрегат, у которого больше величина Iгр.

В качестве показателя конкурентоспособности одного изделия по отношению к другому берут соотношение:

K = Iгр1 / Iгр2 (3)