logo
Обзорные лекции

Тема 1. Бытовые услуг и их классификация

Бытовые услуги, предоставляемые населению России, подразделяются на следующие группы:

• ремонт и изготовление обуви;

• ремонт и изготовление швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт и изготовление (вязание) трикотажных изделий;

• ремонт и строительство жилищ (квартир) по заказам населения;

• ремонт бытовых машин и приборов, часов, ремонт и изготовление металлохозяйственных и ювелирных товаров, ремонт и техническое обслуживание радиоэлектронной аппаратуры, телевизоров, магнитофонов, проигрывателей, радиол, музыкальных товаров;

• ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, принадлежащих гражданам (легковых автомобилей, мопедов, мотороллеров и др.);

• изготовление и ремонт мебели;

• химическая чистка и крашение, услуги прачечных;

• услуги переработки сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственного сырья, другие сельскохозяйственные услуги;

• услуги фотоателье и фотолабораторий по изготовлению фотоснимков, а также услуги по звукозаписи, обработке пленок, изготовлению кинофильмов;

• услуги парикмахерских.

В настоящее время деятельность по предоставлению бытовых услуг регламентируется Правилами бытового обслуживания населения в РФ.

Услуги по ремонту, техническому обслуживанию, изготовлению изделий по индивидуальному заказу потребителей включают:

• ремонт и изготовление одежды и обуви;

• ремонт и изготовление металлохозяйственных и ювелирных изделий;

• ремонт и реставрацию мебели;

• ремонт и техническое обслуживание техники, зданий и сооружений.

Услуги по ремонту выполняются с использованием современных технических средств:

• специализированного производственно-технологического оборудования и инструментов;

• средств диагностики неисправностей и дефектов изделий;

• технических средств контроля качества.

Производственно-технологический процесс обеспечивается:

• квалифицированным персоналом;

• сырьевыми материалами и полуфабрикатами;

• горюче-смазочными материалами;

• расходными материалами для ремонта, запасными частями, деталями и узлами приборов и агрегатов.

Для обслуживания потребителей и проведения ремонтных работ предприятия имеют:

• административные помещения,

• помещения для приема посетителей (салон);

• помещения для ремонтных работ (цеха по ремонту);

• склады для хранения горюче-смазочных материалов,

запасных частей, отремонтированных и поступающих в ремонт изделий;

• гараж и др.

Ремонт — это комплекс операций по восстановлению работоспособности товара, его свойств.

Техническое обслуживание — это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности товара при использовании его по назначению.

Изготовление изделия по индивидуальному заказу — это комплекс операций по созданию изделия на основе индивидуальной потребности заказчика.

Ремонты изделий классифицируются по видам, характеру и срокам оказания.

Предторговый ремонт — это комплекс мероприятий по восстановлению работоспособности приборов у продавца. Ремонт в период гарантийного срока, установленного изготовителем или предприятием, выполняющим его функции, — это ремонт прибора в срок, установленный изготовителем, в течение которого ремонтное предприятие выполняет гарантийные обязательства.

Восстановительный ремонт — это ремонт прибора, потерявшего работоспособность не по вине потребителя в период гарантийного срока, установленного изготовителем, и возвращенного продавцу.

Ремонт в период срока службы — это ремонт прибора в течение срока службы, установленного в нормативной документации на изделие, или, если он не установлен, в течение 10 лет с начала эксплуатации прибора.

Ремонт после истечения установленного срока службы — ремонт прибора после истечения срока службы, установленного в нормативной документации, или, если срок службы не установлен, то по истечении 10 лет с момента продажи изделия. Пошив, вязание, подгонка и ремонт одежды (швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов, текстильной галантереи), ремонт обуви обеспечивают возможность восстановления и продления срока службы одежно-обувных изделий или создания новых изделий на основе индивидуальных запросов потребителей.

Основными формами обслуживания потребителей являются стационарное и выездное обслуживание.

Стационарное обслуживание основано на приеме заказов потребителей и исполнение услуги в Доме моделей, Доме моды, ателье, мастерской.

Выездное обслуживание предусматривает прием и выдачу заказов в местах, указанных потребителем, а проведение ремонта и пошив изделий — в стационарных условиях.