logo
Электропривод / ЭП GIA

Системы управления электроприводами лифтов

Системы управления электроприводами лифтов по способу воздействия на аппараты делятся на системы с рычажным и кнопочным управлением. В первом случае пуск и остановка кабины лифта производится вручную воздействием на рычаг командо-аппарата в кабине. При кнопочном управлении пуск кабины осуществляется нажатием кнопки; остановка автоматизирована.

Кнопочное управление электроприводом лифта является универсальным и более совершенным, поэтому оно получило большое распространение.

Система управления электроприводом лифта с двухскоростным асинхронным двигателем.

На рис. 7 представлена электрическая схема системы управления электроприводом лифта с двухскоростным асинхронным двигателем с вызовом на любую из пяти этажных площадок.

Рис. 7. Электрическая схема системы управления.

Силовая схема двухскоростного асинхронного двигателя получает питание от сети трехфазного переменного тока напряжением 380 В через автомат АВ. Концевой выключатель (КВ) при переходе кабиной крайних положений разрывает цепь главного тока в трех фазах двухскоростного АД. Независимо от обмотки большой или малой скорости асинхронного двигателя подключается к трехфазной сети переменного тока соответственно контактором Б (большой скорости) или М (малой скорости. Реверсирование АД осуществляется контакторами В («Вперед») и Н («Назад»). Тормозной электромагнит ТМ получает питание при включении контактора В или Н и освобождает механический тормоз. В силовую цепь асинхронного двигателя включены тепловые реле (1РТ-4РТ).

Цепь управления питается переменным током через предохранитель Пр. 1. Кнопки приказов (КП) и кнопки вызовов (КВ) подключают к питающей сети катушки соответствующих этажных реле (РЭ). Реле механических этажных переключателей выполняет центральный этажный переключатель (ЭП), установленный в машинном помещении. Двери шахты снабжены замком с контактами ДШ и ригельным затвором с контактами РК. Подвижная обводка, воздействующая на дверные замки и затворы, приводится в движение электромагнитом МРО (магнит ригельной обводки). Остановка кабины на этаже осуществляется посредством этажного выключателя (ЭВ), установленного она кабине. Контакт этажного выключателя, с одной стороны, управляется электромагнитом МЭВ (магнит этажного выключателя), а с другой (через шток с роликом) отводками, установленными в шахте на каждом этаже. Электромагниты МРО и МЭВ питаются постоянным током через выпрямитель В. Для выключения освещения кабины и сигналов «Занято», установленных на всех этажах, где имеются вызывные аппараты, схемой предусматривается специальное световое реле СР.

Пуск лифта производится нажатием на кнопку приказа КП этажа, на который должен быть доставлен груз. При этом по цепи:

подается питание катушке реле РЭ соответствующего этажа.

Реле РЭ, срабатывая, замыкает свои контакты и подает питание катушке контактора Б, а также подготавливает цепь питания реверсивных контакторов через ригельные контакты РК и контакты переключателя ЭП. При включении контактора Б подключается на шины реверсирующих контакторов обмотка большой скорости асинхронного электродвигателя. Одновременно его вспомогательные контакты Б замыкают цепь выпрямителя В и включают электромагниты МРО и МЭВ. Первый (МРО) замыкает ригельные контакты РК этажей, а второй (МЭВ) втягивает шток с роликом этажного выключателя и размыкает контакт ЭВ. С замыканием ригельных контактов (1РК-5РК) создается цепь для включения катушки контактора В («Вперед»).

Главные контакты контактора В в силовой электрической цепи замыкаются и (по ранее подготовленной цепи) через контакты Б подсоединяют к сети электродвигатель (АД). Одновременно включается тормозной электромагнит, и освобожденная от механического тормоза кабина приходит в движение. Когда кнопку приказа (1КП-5КП) отпускают, ее контакт размыкается и цепь питания контакторов Б, В и этажного реле после кнопки «Стоп» проходит через замкнутый контакт М, замкнутый контакт В и далее разветвляется на две цепи:

  1. через замкнутый контакт Н получает питание катушка контактора В;

  2. через этажный переключатель ЭП, замкнутые контакты этажного реле (1РЭ-5РЭ), ригельные контакты (1РК-5РК), замкнутый контакт М получает питание катушка Б.

Катушки этажных реле (1РЭ-5РЭ) питаются через собственный замкнутый контакт.

Перед подходом кабины к заданному этажу размыкается контакт этажного переключателя (ЭП) и отключается контактор Б и этажное реле РЭ. Контакт Б в цепи контактор М выключается по ранее подготовленной цепи:

Главными контактами контактор малой скорости М подключает к сети обмотку малой скорости асинхронного двигателя. Одновременно с отключением контактора Б отключается выпрямитель В, и электромагниты МРО и МЭВ теряют питание.

При отключении МРО ригельная отводка под действием пружины выходит на уровень роликов ригелей и в дальнейшем, с приходом кабины на этаж, поворачивает ригель и тем самым размыкает ригельный контакт (1РК-5РК). С отключением МЭВ контакт этажного выключателя ЭВ в цепи реверсивных катушек контактов В и Н замыкается и тем самым поддерживает цепь питания катушки контактора В вместо разомкнувшего контакта М.

С приходом кабины на заданный этаж отводка, установленная в шахте, воздействует на ролик этажного выключателя и размыкает его контакт ЭВ. Цепь катушки контактора В разрывается и контактор В размыкает свои контакты, отключая электродвигатель и тормозной электромагнит.

Работа схемы при управлении лифтом посредством установленных на этажных площадках вызывных кнопок КВ не отличается от описанного. Вызвать кабину можно на любой этаж лишь в том случае, если кабина свободна от груза. Это контролируется контактом ПК, который включен последовательно с кнопками вызова (КВ) и замкнут при пустой кабине. Лампа освещения кабины (ОСК) и сигнальные лампы («1 Занят»2 – «5 Занято») включается контактом светового реле СР. Отключение реле СР в нормальных условиях работы лифта происходит при открывании дверей шахты вследствие размыкания дверного контакта (1ДШ-4ДШ). После размещения в кабине груза размыкается подпольный контакт ПК, что исключает возможность включения светового реле при закрытии дверей шахты и замыкании дверного контакта. Таким образом, лампа ОСК и сигналы «1 Занято» - «5 Занято», загораясь при открывании дверей шахты. Будут гореть до тех пор, пока в кабине находится груз.