3.5.2. Состав отходящих газов дизельных двигателей
Дизельные двигатели, как и карбюраторные, выбрасывают в атмосферу углеводороды, СО и NO, однако к этим веществам добавляется сажевый аэрозоль. Так как дизельные двигатели работают при больших коэффициентах избытка воздуха (= 1,4 ... 1,7), содержание СО и углеводородов в отходящих газах дизельных двигателей существенно меньше, чем карбюраторных.
Основной причиной образования углеводородов в дизельных двигателях является неравномерное смешивание топлива и воздуха во время впрыска и сгорания. Из-за низкой летучести дизельного топлива испарение углеводородов из топливной системы мало.
Оксид углерода формируется в обогащенных частях объема топливной смеси. С увеличением количества впрыскиваемого топлива увеличиваются концентрации СО и СНв отходящих газах дизельных двигателей.
Окислы азота в дизельных двигателях образуются в продуктах реакции после воспламенения смеси. Основным фактором, влияющим на образование NO, является температура внутри двигателя.
Сажевый аэрозоль состоит из частиц углерода и тяжелых (жидких) углеводородов. При больших нагрузках на двигатель сажевый аэрозоль в основном составляют частицы углерода, при малых - увеличивается количество тяжелых углеводородов. Токсичность выбросов дизельных двигателей обусловлена адсорбированными на поверхности частиц углерода полициклическими ароматическими углеводородами, из которых многие канцерогенны.
Работа дизельных двигателей сопровождается также выбросом SO, что обусловлено довольно высоким содержанием серы в топливе. Сера, содержащаяся в дизельном топливе, окисляется до SOи сульфатов в процессе сгорания с дальнейшим образованием HSОи солей металлов. Сульфаты занимают 5-10% суммы твердых частиц в отработанных газах дизельных двигателей. Примерный состав отработанных газов карбюраторных и дизельных двигателей приведен в табл.3.12.
Таблица 3.12
- Общесоюзный нормативный документ руководство по контролю источников загрязнения атмосферы
- Часть I , I I
- Введение
- 1. Общие положения
- 2. Законодательные и нормативно-технические документы
- 2.1. Основные законодательные документы
- 2.2. Нормативно-технические документы
- 2.3. Основные термины и определения
- Основные термины и определения контроля иза
- 3. Характеристики типовых иза
- 3.1. Характеристика типовых источников в теплоэнергетике
- Ориентировочные концентрации в массовых выбросах для основных типов котлоагрегатов малой производительности
- Ориентировочные концентрации so(числитель) и nо (знаменатель) в выбросах для котлоагрегатов средней и высокой производительности
- 3.2. Характеристика типовых иза в металлургической промышленности
- 3.2.1. Характеристика типовых иза в черной металлургии
- Ориентировочные значения выбросов зв от иза коксохимического производства, г/с
- Ориентировочные значения массовых выбросов от иза агломерационной фабрики (числитель) и производства окатышей (знаменатель), г/с
- Ориентировочные значения выбросов доменного производства, г/с
- Ориентировочные значения выбросов мартеновского и конвертерного производств, г/с
- 3.2.2. Характеристика основных иза цветной металлургии (производство меди и алюминия)
- Концентрации зв в газах, отходящих от электролизеров, мг/м
- Характеристика основных видов технологических газов медеплавильных заводов
- 3.3. Характеристика типовых иза целлюлозно-бумажной промышленности
- 3.3.1. Иза сульфатно-целлюлозного производства
- Ориентировочные выбросы варочного и выпарного цехов сульфатно-целлюлозного производства, г/т целлюлозы
- Ориентировочные выбросы зв содорегенерационного котлоагрегата, растворителя плава и известерегенерационной печи (числитель - выброс, г/т целлюлозы; знаменатель - концентрация зв, г/м)
- 3.3.2. Иза сульфитно-целлюлозного производства
- 3.4. Характеристика основных иза в производстве минеральных удобрений
- Максимальные концентрации nh(числитель) и соединений f (знаменатель), %
- 3.5. Характеристика типовых иза в автотранспорте
- 3.5.1. Состав отходящих газов автомобилей, работающих на бензине
- 3.5.2. Состав отходящих газов дизельных двигателей
- Ориентировочный состав (отходящих газов карбюраторных (числитель) и дизельных (знаменатель) двигателей, об. %
- 4. Система информационного обеспечения атмосфероохранных работ
- 4.1. Государственный учет выбросов зв в атмосферу
- 4.2. Система документального учета выбросов на промышленном предприятии
- 4.3. Информационное обслуживание потребителей
- 5. Организация контроля иза
- 5.1. Общие положения. Задачи и виды контроля
- 5.2. Принципы построения системы государственного контроля иза
- 5.3. Последовательность работ, выполняемых при государственном (инспекционном) контроле иза
- Сводная таблица приоритетности предприятий
- 5.5. Организация отраслевого (ведомственного) контроля иза
- 5.6. Организация производственного контроля иза
- 5.7. Взаимодействие систем государственного и производственного контроля иза
- 6. Технические средства контроля иза
- 6.1. Физико-химические методы инструментального анализа выбросов
- 6.2. Технические средства отбора, транспортировки и подготовки газовых проб
- 6.2.1. Пробоотборные зонды и фильтры
- Устройства очистки пробы от пыли
- 6.2.2 Магистрали транспортировки пробы
- 6.2.3. Устройства охлаждения пробы
- 6.2.4. Средства аспирации пробы (побудители расхода газа)
- Основные характеристики отечественных побудителей расхода газа
- 6.3. Технические средства инструментального контроля концентраций зв
- 6.3.1. Оптико-акустический газоанализатор гиам-10
- Пределы измерения концентраций со, no и sOи содержание неизмеряемых компонентов
- 6.3.2. Пламенно-ионизационный газоанализатор 323-ин02
- 6.3.3. Пламенно-ионизационный газоанализатор 334-кпи03
- 6.3.4. Химиолюминесцентный газоанализатор 344-хл02
- 6.3.5. Фотоабсорбционный газоанализатор 305-фа01
- 6.4. Технические средства инструментально-лабораторного контроля концентраций загрязняющих веществ
- Технические характеристики отечественных фотометрических приборов
- Технические характеристики отечественных газовых хроматографов
- 6.5. Индикаторные трубки (ит)
- 6.6. Эластичные пробоотборные емкости
- 6.7. Технические средства контроля температуры, влажности, давления и скорости потока
- Технические характеристики средств измерения температуры
- Технические характеристики средств измерения влажности в зависимости oт рабочей температуры исследуемого газа
- 6.8. Передвижная лаборатория контроля промышленных выбросов в атмосферу
- 6.8.1. Назначение лаборатории
- 6.8.2. Технические данные
- Технические характеристики средств инструментального контроля
- Технические характеристики средств контроля параметров потока
- 6.8.3 Состав лаборатории
- 6.8.4. Назначение блоков
- 6.9. Технические средства контроля автотранспорта
- 6.9.1 Спектрофотометрический метод измерения
- 6.9.2. Средства измерения, используемые при контроле автотранспорта
- Технические характеристики приборов для контроля выбросов от автотранспорта
- Условия эксплуатации приборов для контроля выбросов от автотранспорта
- 7. Методология контроля концентраций зв в организованных иза
- 7.1. Методология инструментального контроля концентрации зв
- 7.1.1. Принципы построения систем пробоотбора и пробоподготовки
- 7.1.2. Основные требования к отбору, транспортировке и подготовке проб к анализу
- 7.1.3. Инструментальный контроль иза методом непосредственного измерения
- 7.1.4. Определение концентрации ch, so, со и no с применением газоанализаторов микроконцентраций и устройств динамического разбавления газовой пробы
- 7.2. Методология инструментально-лабораторного контроля концентраций зв
- 7.3. Методология контроля концентраций зв с применением индикаторных трубок (ит)
- 7.4. Методология контроля концентраций зв с использованием эластичных пробоотборных емкостей
- 7.5. Методология контроля концентраций зв в выбросах автотранспорта
- 7.5.1. Методология контроля автотранспортных средств с бензиновыми двигателями
- Нормативная частота вращения коленчатого вала автомобильного двигателя при проверке со и cHв отходящих газах (числитель - минимальная, знаменатель - повышенная)
- 7.5.2. Методология контроля дымности отходящих газов автомобилей с дизельным двигателем
- 7.5.3. Техника безопасности при контроле выбросов автотранспорта