logo
ЭОТР_пос

Заключение

В условиях рынка конкуренция вынуждает фирмы ис­пользовать последние научно-технические достижения в про­цессе производства продукции, проводить политику инно­ваций. Это способствует наращиванию выпуска конкурентоспобных изделий на основе наукоемких, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий. Роль технологий слу­жит определяющим фактором и в достижении максимальных размеров прибыли. А так как каждое предприятие или фирма отвечают за результаты своей деятельности своим капита­лом, то является очевидным их стремление участвовать в процессе мировой торговли технологиями. В настоящее вре­мя во всем мире идет борьба на технологическом фронте, так как затраты на внедрение новых технологий окупаются мак­симум за год-полтора, в то время как простое расширение производства на технической основе и технологии прежнего уровня - за пять-семь лет.

Основные формы импорта технологий и научно-технических достижений на мировом рынке - это патенты, лицензии, образ­цы новой техники вместе с технической документацией и инже­нерно-консультационными услугами по ее наладке.

На мировом рынке научно-технических знаний страны при­обретают технологии, заключая в дальнейшем коммерческие контракты на ее продажу. При приобретении технологий ос­новными партнерами государств выступают транснациональ­ные корпорации, на которые приходится 45% мировой торгов­ли технологиями. Наиболее распространенной правовой фор­мой участия транснациональных корпораций в мировой тор­говле технологиями являются лицензионные соглашения.

В сфере международной передачи технологий наблюдает­ся преимущественное распространение научно-технических достижений по внутрифирменным каналам, т.е. дочерним компаниям транснациональных корпораций в различных странах. Передача технологии транснациональными корпора­циями подчинена и осуществляется в интересах максимиза­ции прибыли на базе повышения эффективности производст­ва в рамках их собственных корпорационных структур.

Конкурентные фирмы используют наиболее эффективную из известных технологий и получают прибыль как результат сокращения затрат на техническое усовершенствование. Од­нако прибыль, выпадающая на долю фирмы, осуществляю­щей нововведение, будет быстро ликвидирована в ходе соревнования с конкурирующими фирмами, с готовностью перенимающими новую технологию. Появляется необходи­мость ее замены на более совершенную.

Частота смены тех­нологий зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются рыночные.

Научно-технические предприятия России в современных условиях, когда внутренний спрос на результаты их деятель­ности падает, активно стремятся к развитию внешнеэкономи­ческих связей. К тому же возрастает интерес к нашей научно-технической сфере со стороны зарубежных партнеров. Но международные контакты и торговля развиваются при сниже­нии государственного влияния и контроля за этой деятельнос­тью, происходит неквалифицированная торговля технология­ми, ноу-хау, другими научно-техническими достижениями. В таких условиях оценить реальные результаты международного технологического обмена невозможно. В то же время проведе­ние глубоких качественных преобразований в экономике воз­можно лишь на базе широкого использования современной технологии. Роль технологий является определяющей в обес­печении качества и конкурентоспособности продукции.

Проблема качества промышленных изделий, а также това­ров народного потребления является одной из основных в ус­ловиях активного включения России в мировую рыночную экономику.

В новых рыночных условиях качество как потребительская характеристика товара формируется в процессе непосредст­венных взаимоотношений потребителя и производителя или через посреднические структуры. Без стимулирования ново­введений и технологического обновления производства, созда­ния условий для быстрого роста требований к качеству труда невозможны высокие темпы технологического развития.

Уровень технологии зависит от совершенства конструкции изделия, его технологичности, используемых материа­лов и комплектующих, состояния технологического оборудо­вания, метрологического обеспечения, оснащенности экспе­риментальной базы, степени охвата автоматизацией всех стадий изготовления изделий и других факторов.

Необходима концентрация материальных ресурсов для выпуска изделий, конкурентоспособных на мировом рынке, функционирования фирм, реализующих полностью инноваци­онный цикл создания такой продукции в целях предложения ее на мировом рынке.

Новшества, используемые в материальном производстве и инновационном процессе, являются основным продуктом ин­новационного предпринимательства.

Существуют следующие виды инновационного товара:

- единое новшество;

- группа новшеств;

- новшество - объект (предприятие);

- программное новшество.

Единичное новшество-товар составляет основу рынка на­учно-технической продукции. Группа новшеств образуют новую потребительскую стоимость. Распространение на рынке таких групп новшеств отражает определенные тенден­ции в области научно-технических знаний и новые потреб­ности производства. Развитие этого процесса идет по новым направлениям: первое - появление новых материалов, вто­рое - появление новых технологий.

На базе рынка новых технологий складывается новый вид инновационного товара - новшество-объект. Инновацион­ные организации предлагают весь комплекс научно-техничес­кой и проектной документации для сооружения предприятия по выпуску наукоемкой продукции.

В последние годы появился спрос на инновационный товар, имеющий программный характер. Это касается по­требностей производства в комплексной его реконструкции.