logo
база Уфимского Топливно Энергетического Колледжа / Отчеты / Нефтебаза Бирск / 02

4.Причины аварий и мероприятия по их локализации и ликвидации.

Выявление возможных причин возникновения и развития аварийных ситуаций с учетом отказов и неполадок оборудования, возможных ошибочных действий персонала, внешних воздействий природного и техногенного характера

Как показывает практика, при эксплуатации предприятий обеспечения нефтепродуктами, не исключена возможность нарушения герметичности рассматриваемых систем и выброс в окружающую среду большого количества нефтепродуктов. При этом опасность таких объектов определяется их спецификой: большой массой обращающегося опасного

вещества, его пожаровзрывоопасностью, высокой биологической активностью веществ, их способностью оказывать вредное воздействие на человека и экосистемы окружающей природной среды.

Процедура выявления возможных причин возникновения и развития аварийных ситуаций базируется на результатах анализа информации, изложенной и предыдущем разделе.

При решении этой задачи анализируются две группы причин - внутренние и внешние.

В качестве внутренних причин нами рассматриваются специфические эксплуатационные ошибки и технические неполадками. Это утечки через неплотности соединений, коррозия металла, хрупкое разрушение металла, статическое электричество, дефекты металла, дефекты сварки и т.д. Как свидетельствует опыт, аварии сопровождающиеся взрывами и пожарами, как правило, начинаются с нарушения герметичности соединений, запорной и регулирующей арматуры, нарушения правил эксплуатации.

Достаточно часты аварии, вызванные ошибками персонала, отсутствием должного контроля технологического процесса со стороны операторов.

Под внешними причинами подразумеваются: аварии на соседних объектах, природные явления (град, молния, интенсивные осадки, наводнения, оползни, ураганы, лесные (степные) пожары и т.п.), транспортные аварии, неосторожные действия человека, террористические акты и др.

Внешние причины более случайны, чем внутренние и труднее поддаются контролю и оценке, но они существуют и, поэтому, требуют учета.

При оценке событий, способных привести к чрезвычайной ситуации нужно руководствоваться несколькими соображениями: во-первых, реализация такого события должна приводить к аварийной (чрезвычайной) ситуации (разрушению зданий, сооружений, гибели людей ...); во-вторых, это событие должно быть реальным (не противоречить законам природы), возможно, уже имевшим место в практике на рассматриваемых объектах; в-третьих, для такого исходного события необходимо иметь информацию о частоте его возникновения.

Возникновение и развитие опасных событий (аварий) на декларируемом объекте в общем виде можно представить следующим образом:

- происходит нарушение герметичности системы и неконтролируемый выход нефтепродукта;

- нефтепродукт выходит наружу, растекаясь по поверхности земли, воды, приводя к их загрязнению;

- в результате испарения образуется паровоздушное токсичное, взрывопожароопасное облако;

- распространяясь в атмосфере, пары нефтепродукта вызывают интоксикацию людей, животных, растений;

- случайный источник воспламенения приводит к взрыву паров с последующим развитием пожара разлития;

- на людей, животных, растения, здания и сооружения воздействует поражающие факторы взрыва (ударная волна, высокая температура) и пожара (повышенная температура, пламя и искры, токсичные продукты горения).

На декларируемом объекте неконтролируемый выход нефтепродукта теоретически может произойти в результате:

- физического износа оборудования и трубопроводов (срок эксплуатации);

- коррозионного повреждения оборудования и трубопроводов (старение и нарушение защиты);

- внешнего техногенного или природного воздействия на оборудование и трубопроводы (дефекты изготовления и монтажа, повреждение трубопроводов механизмами, несанкционированное действия людей, оползни и т.д.);

- отказа запорного оборудования;

- эксплуатационных ошибок персонала;

- несанкционированные действия людей.

На распространение нефтепродукта по поверхности земли влияет рельеф местности и нефтепродуктоемкость грунта. Распространение нефтепродукта по воде зависит, главным образом от подвижности воды, наличия растительности на его поверхности, наличия или отсутствия ветра.

Распространение паров нефтепродукта в атмосферном воздухе в основном связано с метеоусловиями и рельефом местности в зоне аварии.

Возможность воспламенения паров нефтепродукта определяется возможностью (вероятностью) нахождения в опасной зоне источника зажигания. Такими источниками на объекте могут быть: искры при проведении ремонтных работ; неисправность защиты электрооборудования; автотранспорт; разряды молнии, открытый огонь (курении, пожар на территории соседней с территорией объекта) и т.п.

Анализ отмеченных выше исходных событий аварийных ситуаций показывает, что при эксплуатации декларируемого объекта наиболее реальны следующие первопричины:

- разрушение резервуара в результате коррозии или механического повреждения (24%);

эксплуатационные ошибки (8%);

- механические повреждения, включая нарушение герметичности запирающих устройств (28%);

- несанкционированные действия персонала или посторонних лиц (36%);

природные явления (4%). Эти причины комплексны по видам своего воздействия, поскольку способны формировать факторы технического, санитарного и экологического риска больших масштабов.

Поэтому ниже рассматриваются условия реализации именно этих исходных событий.

Определение сценариев возможных аварий

Концепция анализа риска заключается в построении множества сценариев возникновения и развития возможных аварий, с последующей оценкой частот реализации и определением масштабов последствий каждого из них.

Из этого множества выбираются наиболее вероятные или "наихудшие" варианты, которые представляют наибольший интерес при планировании действий в условиях чрезвычайных ситуаций на потенциально опасном объекте и разработке превентивных мер по защите персонала объекта и проживающего рядом населения.

Исходя из этих предпосылок и принимая во внимание результаты анализа, представленного в предыдущем разделе, для последующего рассмотрения выделяются следующие сценарии возможных аварий.