logo
ИТМЗИ Л

2.1. Работа системы контроля и управления доступом

Каждый сотрудник или постоянный посетитель организации получает идентификатор (электронный ключ) - пластиковую карточку или брелок с содержащимся в ней индивидуальным кодом.

Электронные ключи выдаются в результате регистрации перечисленных лиц с помощью средств системы. Паспортные данные, фото (видеоизображение) и другие сведения о владельце электронного ключа заносятся в персональную электронную карточку.

Персональная электронная карточка владельца и код его электронного ключа связываются друг с другом и заносятся в специально организованные компьютерные базы данных.

Идентификатор пользователя.

У входа в здание или в подлежащее контролю помещение устанавливаются считыватели, которые считывают с карточек их код и информацию о правах доступа владельца карты и передают эту информацию в контроллер системы.

В системе каждому коду поставлена в соответствие информация о правах владельца карточки. На основе сопоставления этой информации и ситуации, при которой была предъявлена карточка, система принимает решение.

Контроллер открывает или блокирует двери (замки, турникеты), переводит помещение в режим охраны, включает сигнал тревоги и т. д. Все факты предъявления карточек и связанные с ними действия (проходы, тревоги и т. д.) фиксируются в контроллере и сохраняются в компьютере. Информация о событиях, вызванных предъявлением карточек, может быть использована в дальнейшем для получения отчетов по учету рабочего времени, нарушениям трудовой дисциплины и др.

На предприятиях можно выделить четыре характерные точки контроля доступа:

- проходные,

- офисные помещения,

- помещения особой важности,

- и въезд/выезд автотранспорта.

В зависимости от способа проверки принято различать несколько видов СКУД:

- ручные (определение подлинности личности осуществляется контролером на основе предъявляемого пропуска с фотографией владельца);

- механизированные (фактически та же ручная проверка с элементами автоматизации хранения и предъявления пропусков);

- автоматизированные (идентификация пользователя и проверка личностных атрибутов осуществляется электронным автоматом, а аутентификация и принятие решения о предоставлении доступа производится оператором КПП,

- автоматические (вся процедура проверки и принятия решения осуществляется компьютером).

Набор функций, выполняемых комплексными системами, дает возможность использовать систему контроля для выполнения различных контрольных задач на объекте. В зависимости от стоящей задачи можно выбрать соответствующую систему контроля и управления доступом.

Небольшая СКУД позволит предотвратить доступ нежелательных лиц, а сотрудникам точно указать те помещения, в которые они имеют право доступа.

Более сложная система позволит, помимо ограничения доступа, назначить каждому сотруднику индивидуальный временной график работы, сохранить и затем просмотреть информацию о событиях за день.

Комплексные СКУД позволяют решить вопросы безопасности и дисциплины, автоматизировать кадровый и бухгалтерский учет, создать автоматизированное рабочее место охранника.

При выборе структуры системы и ее аппаратуры необходимо уделять особое внимание тщательному анализу ее характеристик.

К основным характеристикам СКУД относятся:

- стоимость;

- надежность функционирования;

- быстродействие;

- время регистрации пользователя;

- емкость памяти;

- устойчивость к злонамеренным действиям;

- вероятность ошибочного отклонения законного пользователя (ошибки 1 -го рода);

- вероятность ошибочного предоставления доступа незаконному пользователю (ошибки 2-го рода).