logo
Методичка к Проекту2005 / Метпроект1_110к2005

2.3.1.1 Обеспечение режимов пуска и реверса

Силовые транзисторы испытывают максимальную перегрузку в пусковых режимах и при быстрых и частых реверсах двигателя. В последних случаях из-за сложения противо-ЭДС обмотки якоря с напряжением источника питания ток через транзисторы может достигать двойного пускового значения. Кроме того, ряд двигателей имеет малое активное сопротивление обмоток якоря, что обуславливает чрезмерно большую кратность пускового тока номинальному. Это не только повышает мощность выходного каскада усилителя, но и нарушает пропорциональность между током и моментом на валу из-за насыщения машины. Поэтому целесообразно ограничивать пусковой ток на допустимом уровне.

В рассматриваемом мостовом каскаде это достигается введением двух ограничителей тока на транзисторах VT4, VT9, которые обеспечивают заданный уровнем максимального тока не только в пусковых режимах и при реверсах, но и в режиме динамического торможения двигателя. На этом же уровне ограничиваются и броски сквозных токов.

Когда отсутствует перегрузка по току, транзисторы VT4 и VT9 насыщены от ИП3 и ИП5 соответственно. Напряжения на базах задаются диодами VD5 и VD15.

Как только ток якоря превысит допустимое значение, падение напряжения на резисторе R9 (R19) закрывает транзистор VT4 (VT9), в результате чего последовательно с якорем включается резистор R8 (R18), ограничивающий дальнейший рост тока. Диоды VD3 (VD13) защищают эмиттерные переходы транзисторов от больших обратных напряжений. Диоды VD2 и VD14 препятствуют протеканию тока от по цепям насыщения транзисторов VT4 и VT9.