logo
Методичка к Проекту2005 / Метпроект1_110к2005

2.3.1. Реверсивный усилитель мощности на биполярных транзисторах

Мостовые каскады импульсных усилителей мощности строят на основе двух нереверсивных каскадов. В виду симметричности схемы рассмотрим работу одной половины типового мостового каскада (см. рис.2.3.1).

На этой схеме транзисторы VT6 и VT8 являются замыкающими и включающими соответственно. Для увеличения коэффициента усиления по току VT5, VT6, VT7 и VT8 объединены соответственно в два составных транзистора. Надежное запирание VT6 и VT8 обеспечивается с помощью диодов VD4, VD6, когда на базах VT5, VT7 отрицательный потенциал. Насыщение составных транзисторов обеспечивается при помощи дополнительного источника питания . Аналогичный источник питания используется для насыщения составных транзисторов правой половины схемы.

Еще один дополнительный источник служит для надежного запирания транзисторов при изменении температуры в широких пределах. Так, например, притранзистор VT1 закрыт исходным уровнем выходного напряжения ШИМ; транзистор VT2 насыщен от источникачерез резистор R1 и от источникачерез открытые транзисторы VT4, VT6 и резистор R20 неглубокой ПОС, которая необходима для фиксирования устойчивого состояния схемы (точнее, половины схемы); транзисторы VT3, VT7, VT8 закрыты: VT3 падением напряжения на диоде VD9, а VT7, VT8 - падением напряжения на диоде VD9 и резисторе R10; транзисторы VT5, VT6 и VT4 насыщены от источника.

В аналогичном состоянии находится правая половина схемы, поэтому при ,якорь двигателя практически замкнут на шину.

При поступлении управляющих импульсов с выхода ШИМ (например, только на базу VT1), он открывается. При этом база транзистора VT2 соединяется с отрицательным полюсом источника . Транзистор VT2 запирается падением напряжения, примерно равным напряжению на диоде VD10; транзисторы

VT3, VT7, VT8 насыщаются от источника, а транзисторы

VT5,VT6 закрываются при помощи источника .

Благодаря рациональному выбору резистора R2 насыщение транзистора VT3, a, следовательно, запирание транзисторов VT5, VT6 форсируется. Вследствие инерционности диода VD1 процесс включения транзисторов VT7, VT8 наоборот затягивается. В результате длительность импульса сквозного тока существенно уменьшается.

В таком состоянии схемы якорь двигателя подсоединен к источнику через открытые транзисторы VT8, VT9, VT10.

По окончании действия управляющего импульса схема возвращается в исходное состояние. При этом открытие транзисторов VT5, VT6 задерживается на время рассасывания избыточного заряда на базе VT3, находившегося в состоянии глубокого насыщения. Замедлению включения VT3 способствует также близкое к нулю запирающее напряжение на его эмиттерном переходе, поскольку оно формируется как разность падений напряжений на диодах VD9 и VD1, да еще за вычетом падения напряжения на VT2. Благодаря этим мерам импульс сквозного тока может быть уменьшен до пренебрежимо малой длительности.

Для смены направления вращения двигателя управляющие импульсы следует подавать на вход правой половины схемы.