Композиционные материалы
Металлополимеры — композиционные материалы, содержащие частицы металла в полимерной матрице, получают несколькими методами: термическим разложением металлсодержащих соединений в растворе-расплаве полимера, конденсацией паров металла на полимерную подложку, капсулированием наночастиц политетрафторэтиленом, электрохимическим осаждением металлических наночастиц в полимерах. На основе металлополимерных композитов уже производятся коммерческие продукты, например электропроводящие композиционные материалы для нагревательных панелей.
Введение в полимерную матрицу металлических частиц с размерами большими, чем расстояние между цепями, сшивками и кристаллическими блоками, приводит к нарушению структуры полимера и ухудшению свойств композита. С уменьшением размеров частиц металла и полимера меняются свойства как исходных компонентов, так и композиционного материала. Изменение доли границ раздела позволяет менять свойства материала. Металлические наночастицы наполнителя приводят к реорганизации надмолекулярной структуры полимерной матрицы.
Результаты исследования механических и трибологических свойств композиционных материалов на основе ПТФЭ и простых (Al2O3, Cr2O3, ZrO2) и сложных (шпинелей CoAl2O4 и MgAl2O4, и кордиерита 2MgO • 2Al2O3 • 5SiO2) оксидных на-нопорошков приведены в табл. 5. Структура композиционного материала с добавкой оксида алюминия сформирована из более совершенных, чем при добавке других оксидов, надмолекулярных сферолитов одинакового размера.
Таблица 5.
На поверхности трения плотность агломератов из наночастиц шпинелей в 3 раза выше плотности агломератов из наночастиц кордиерита. Более высокая плотность покрытия агломератами поверхности трения приводит к большему сопротивлению контактным деформациям. Композиты на основе ПТФЭ, модифицированные оксидными нанопорошками, имеют большую износостойкость, нежели традиционные антифрикционные материалы, содержащие в качестве наполнителя кокс и дисульфид молибдена, но имеют практически одинаковые с ними прочность и пластичность.
Например, композиционные материалы на основе алюминиевых сплавов, упрочненные наночасти-цами высокомодульных тугоплавких веществ, характеризуются высокими антифрикционными свойствами и износостойкостью.
Слоистые наноматериалы получают различными методами физического осаждения из газовой фазы (PVD) и химического осаждения из газовой фазы (CVD), электроосаждения, методом многократной прокатки и другими методами. Полученный методом CVD многослойный наноламинат Mo-W толщиной 50 мкм состоял из слоев молибдена и вольфрама толщиной 4 нм. Твердость и предел прочности этого материала в 15 раз превышает аналогичные характеристики сплава соответствующего состава. Многократным повторением цикла «вакуумная диффузионная сварка — прессование-прокатка» получены наноламинаты Fe-Ag и Fe-Cu с толщиной слоев 20 нм. Для получения наноструктурных покрытий используют различные методы: плазменное нанесение покрытий, физическое осаждение из газовой фазы (PVD), магнетронное напыление, химическое осаждение из газовой фазы (CVD), электролитическое осаждение и другие методы.
Исследования трибологических характеристик детонационных покрытий из наноструктурированных (с размером зерна карбида вольфрама 17 нм) и крупнозернистых порошков твердых сплавов на основе карбида вольфрама с кобальтом показали, что наноструктурированное покрытие имеет предельную нагрузку, при которой наблюдается катастрофическое разрушение поверхности, на 20% выше, чем крупнозернистое покрытие. Коэффициент трения наноструктурированно-го покрытия на 40—50% меньше, чем для крупнозернистого покрытия.
Методом плазменного нанесения и лазерного оплавления получены износостойкие металлокерамические покрытия с ультрадисперсной упрочняющей фазой оксида алюминия для тяжелонагруженных узлов трибосопряжений. По критериям износостойкости, задиростойкости и антифрикционности разработанные покрытия значительно эффективнее твердого электролитического хромирования, а по экономическим показателям в условиях серийного производства и по экологии процесса существенно лучше. Например, нанесение таких покрытий на внутреннюю цилиндрическую поверхность корпуса роторно-плас-тинчатого насоса для перекачки травящего раствора в производстве печатных плат позволило в условиях серийного производства повысить ресурс работы насосов более чем в 20 раз.
ВЫВОДЫ
Наноматериалы конструкционного назначения получают в основном методами порошковой металлургии, кристаллизацией из аморфного состояния и интенсивной пластической деформацией. Особенности структуры таких наноматериа-лов (размер зерен, значительная доля границ раздела и их состояние, пористость и другие дефекты структуры) определяются методами их получения и оказывают существенное влияние на их свойства. Конструкционные наноматериалы обладают высокими эксплуатационными свойствами: прочностью при достаточно высоком уровне пластичности; твердостью; износостойкостью; низкотемпературной и высокоскоростной сверхпластичностью; повышенным сопротивлением малоцикловой и многоцикловой усталости; высокодемпфирующими свойствами. Повышенная низкотемпературная пластичность интерметаллидов и керамики повышает возможность их обработки и получения новых конструкционных материалов.
Это, в свою очередь, позволяет создавать принципиально новые устройства, конструкции и приборы с параметрами, недостижимыми при использовании традиционных материалов. Например, повышение конструкционной прочности и износостойкости материалов при сохранении достаточной пластичности позволит: увеличить надежность и долговечность инструмента, деталей, машин и конструкций, уменьшить расход металла на изготовление машин и конструкций, увеличить полезную грузоподъемность различных видов транспорта, увеличить скорость движения машин, уменьшить расход топлива и загрязнение окружающей среды.
В машиностроении создание новых нанокристаллических материалов, покрытий и упрочняющих слоев приводит к оптимизации конструкций, повышению их надежности, энерго- и ресурсосбережению, улучшению трибологических, противо-износных и прочностных свойств изделий. Создание наноматериалов с повышенными физико-механическими свойствами имеет существенное значение при создании ряда новых изделий космической, электротехнической и медицинской техники.
Запатентованы новые способы и ресурсосберегающие нанотехнологии, в том числе повышения долговечности на этапе эксплуатации, упрочнения твердых сплавов, нержавеющих, конструкционных и инструментальных марок стали, кузнечной сварки многослойных композиций и производства цельнокованого нержавеющего дамаска, квазиаморфного модифицирования карбидами и оксидами кремния. При этом ресурс изделий различного назначения, изготовленных по новой методологии для авиации и космоса, машиностроения, строительной, горнодобывающей, перерабатывающей, пищевой и др. отраслей промышленности повышается от 200 до 500%.
Технологии объемного наноструктурирования объединяет направляемая эволюция диссипативных субструктур, самоорганизующихся в направлении наиболее эффективного обмена энергией и веществом со средой обитания (СО) на всех этапах жизненного цикла (ЖЦ), что определяет исключительно малые энергозатраты. Они реализуются на традиционном термическом оборудовании, имеющемся на любом машиностроительном заводе, а стоимость изделий и инструментов с использованием наших технологий на 20-25% ниже лучших зарубежных аналогов. Немаловажен и другой аспект - ресурсосбережение. Они могут использоваться в замкнутом цикле: производство - эксплуатация - воспроизводство.
- Создание наноструктурных металлов и сплавов для общего машиностроения с уникальными свойствами.
- Введение
- Методы и принципы получения объёмных наноструктурных материалов для изделий общего машиностроения
- Кристаллизация аморфных сплавов
- Метод интенсивной пластической деформации
- П ути повышения свойств наноструктурных материалов
- Перспективные применения объёмных наноструктурных материалов в машиностроении
- 3. Объемное наноструктурирование при гидроштамповке фитингов.
- 5. Физико-механические характеристики наноструктурированных сплавов.
- Конструкционные наноматериалы, применяемые в областях общего машиностроения
- Прочностные свойства наноматериалов
- Титан и его сплавы
- Алюминиевые сплавы
- Твёрдые сплавы
- Высокодемпфирующие сплавы
- Керамика
- Интерметаллиды
- Композиционные материалы