logo search
Дрючин ЭМ

5.7 Контроль качества и оценка старения масел

Выбор браковочных параметров для оценки качества работавшего масла и определения срока его службы – одна из основных задач при решении вопроса повышения экономичности и увеличения моторесурса двигателей. В зависимости от типа двигателя, режима его работы, качества применяемого масла и других факторов комплекс браковочных параметров может быть весьма различным.

В качестве основных показателей, характеризующих свойства масла, следует назвать: вязкость, щелочность, содержание нерастворимых продуктов загрязнения, воды и др. (таблица 5.1).

В процессе эксплуатации изменение вязкости масел определяется условиями протекания двух взаимопротивоположных процессов: накоплением продуктов окисления, вызывающих увеличение вязкости масла, деструкцией вязкостных присадок, ведущей к уменьшению его вязкости, и разбавлением масла топливом. В результате этого исходная вязкость может оставаться неизменной, увеличиваться или уменьшаться, но индекс вязкости масла всегда уменьшается. При использовании масел со щелочными присадками для форсированных двигателей присадка может реагировать с продуктами окисления масла – образуются высоковязкие вещества. В этом случае вязкость масла может возрасти до 150 %.

Для нейтрализации продуктов неполного сгорания топлива (особенно с высоким содержанием серы) и предотвращения их коррозионного воздействия на детали двигателя современные моторные масла обладают определённым щелочным запасом (как правило, 2 – 10 мгКОН/г). В зависимости от условий эксплуатации, применяемого топлива и качества моторного масла его щелочной запас в процессе работы расходуется с различной интенсивностью. Скорость расходования и исходное значение щелочности определяют величину коррозионного износа деталей, особенно в верхней части цилиндров дизельных двигателей. При работе дизельных двигателей на сернистом топливе маслу необходим больший запас щелочных свойств (не менее 5,5 мгКОН/г). В маслах, полностью отработавших свой срок в двигателе, показатель щёлочности снижается до 1 – 0,5.

Температура вспышки – это наименьшая температура, при которой пары нагретого масла образуют с воздухом смесь, вспыхивающую при поднесении пламени (для моторных масел 165 – 220 0С). По ней можно судить об огнеопасности масла и наличии в масле легкоиспаряющихся углеводородов, а также разбавлении масла топливом. Чем ниже эта температура, тем лучше испаряемость масла и тем большим будет его расход. Лучшие масла одного и того же назначения имеют более высокую температуру вспышки и поэтому меньший угар.

Эксплуатационные испытания являются наиболее достоверным средством целесообразности оценки межсменного срока службы масел в двигателе. По браковочным показателям работавших масел, представленным в таблице 5.1, можно дать предварительную оценку. Замена масла в двигателе необходима, если достигнуты предельные значения одного или нескольких браковочных показателей.

Таблица 5.1 - Браковочные показатели работавших масел

Показатели

Значения показателей масла

карбюраторных двигателей

дизельных двигателей

Изменение вязкости, %:

прирост

снижение

25

20

35

20

Содержание примесей, нерастворимых в бензине, %, не более

1,0

3,0

Щелочное число, мг КОН/г, не менее

0,5—2,0*

1,0-3,0*

Снижение температуры вспышки, °С, не более

20

20

Содержание воды, %, не более

0,5

0,3

Содержание топлива, % , не более

0,8

0,8

Диспергирующие свойства по методу:

лабораторных центрифуг, А/Б, не менее

2**

2

(А – Б) / А

0,7

0,7

масляного пятна, усл. ед., не менее

0,3-0,35

0,3-0,35

Стабильность по индикаторному периоду осадкообразования в приборе ДК-НАМИ, ч

3-5

7—10

* Большие значения для масел высших групп.

** А/Б—отношение общего А и крупнодисперсного осадка Б.