Экономические районы Украины
Район | Площадь, тыс. км2 | Население, млн.чел. | Состав ( админ. единицы) |
Донецкий | 53,2 | 7,3 | Донецкая, Луганская |
Приднепровский | 59,1 | 5,45 | Днепропетровская, Запорожская |
Северо-Восточный | 84,0 | 5,77 | Харьковская, Полтавская, Сумская |
Столичный | 90,7 | 7,03 | г. Киев, Киевская, Житомирская, Черниговская- обл. |
Центральный | 45,5 | 2,5 | Черкасская, Кировоградская обл. |
Причерноморский | 113,4 | 7,26 | АРК, Одесская, Николаевская, Херсонская, г. Севастополь. |
Подольский | 60,9 | 4,3 | Винницкая, Хмельницкая, Тернопольская |
Карпатский | 56,6 | 6,2 | Львовская, Ивано-Франковская, Черновицкая, Закарпатская |
Северо-Западный | 40,3 | 2,22 | Волынская, Ривненская |
Из вышесказанного можно выделить разнообразную специализацию районов. В Донецком экономическом районе выделяют такую специализацию: угольная промышленность (Донецкая область), на угольной промышленности базируется мощная электроэнергетика. Крупнейшие ТЭС Украины (Углегорская, Луганская, Мироновская, Славянская, Старобешевская, Зуевская) Уровень вышеназванных отраслей способствует развитию чёрной металлургии (предприятия в Мариуполе, Донецке, Макеевке, Алчевске, Енакиеве, Константиновке). Цветная металлургия по темпам развития на много уступает чёрной. Здесь работают предприятия по производству ртути (Никитовка), цинка (Константиновка), медного и латунного проката (Артёмовск). Мощной и многоотраслевой химической промышленностью является (Лисичанск и Славянск) предприятия содовой промышленности; азотные удобрения Горловка, анилиновые красители в рубежном; нефтеперерабатывающая промышленность находится в Лисичанске; смолы и пластмассы, производят в Донецке и Северодонецке. Изучив специализацию данного региона, необходимо выделить, ряд проблем, которые затрудняют дальнейшее развитие базовых комплексов.
Проблемы и перспективы развития Донецкого экономического района:
– необходимость модернизации основного капитала, реконструкции, переориентация предприятия, закрытие убыточных предприятий;
– нерациональное использование природных ресурсов;
– совершенствование производственных технологий, направленных на комплексное использование сырья, безотходное производство, оборотное потребление воды.
Характеристика Приднепровского экономического района
1.Богатейшие запасы рудных и нерудных полезных ископаемых;
2.Транспортно-географическое положение по отношению к коксующимся углям Донбасса.
3.Раннее индустриальное развитие.
Благодаря наличию данных факторов ведущей отраслью промышленности является чёрная металлургия. Здесь возник цикл производств: добыча коксующегося угля, железной и марганцевой руд, производства кокса, чугуна, стали, сплавов, проката. Основные центры: Кривой Рог, Днепропетровск, Запорожье, Никополь, Днепродзержинск.
Проблемы и перспективы развития Приднепровского экономического района:
- необходимость модернизации и переоборудования машиностроительных и металлургических предприятий, особенно в отношении технологически и экологичности производства;
- конверсия военных производств, использование их технологий для выпуска товаров народного потребления.
Важнейшими региональными предпосылками формирования и функционирования территориально-производственного комплекса Северо - Восточного подрайона являются его трудовые и природные ресурсы. Главные в природных ресурсах выступают полезные ископаемые ( бурый уголь, торф, нефть, газ, железная руда).
Ведущие отрасли специализации:
разнообразное машиностроение, энергетическое (Харьков-турбина, тракторостроение - Харьков), производство электричек (Полтава), приборостроение, авиастроение и радиоаппаратура (Харьков); химия и нефтехимия: производство удобрений, химреактивов, пластмассы, продукты нефтехимии (Харьков, Шостка, Сумы, Шебелинка).Строительная промышленность : производство щебня, шифера (Балаклея Харьковской области), железобетонных конструкций (Кременчуг) ;фарфоро-фаянцевая продукция (Полтава, Буды Харьковской области), изделия из стекла (Полтава, Мерефа Харьковской области); пищевая промышленность: производство картофеля, крахмала ( Сумы); сахар, кондитерские изделия
(Харьков, Полтава).
Проблемы и перспективы развития Северо-Восточного экономического района:
- неравномерное территориальное развитие особенно Сумской и Полтавской областей;
- рациональное использование сырья, отходов производства;
- усовершенствование структуры капиталовложений в реконструкцию в новые, технологические переоснащенные производства.
Четвертым районом является Столичный экономический район, рассмотрим его специализацию: машиностроение, химическая, легкая, лесная и пищевая промышленности.
Основные центры: легкая льняная, трикотажная, носочно-чулочное производство (Киев, Чернигов, Житомир); лесопромышленный комплекс- лесозаготовка, лесопиление, фанерное, мебельное (Киев, Житомир, Фастов, Прилуки, Коростень). Судостроение, авиастроение, приборостроение (Киев).
Проблемы и перспективы развития Столичного экономического района:
- неравномерное территориальное развитие производительных сил;
- экономическая, социальная и экологическая - проблемы практически всех регионов;
- модернизация устаревшего оборудования.
Сочетание всех факторов производительных сил в Причерноморском экономическом районе, а также их пространственная дифференциация обусловили следующую специализацию: машиностроение ( судостроение, судоремонт (Николаев, Херсон, Керчь, Севастополь, Одесса); военные суда, танкеры, сухогрузы, плавдоки (Феодосия, Керчь, Севастополь); химическая промышленность представлена преимущественно основной химией: производство соды, щелочей, удобрений, производство лаков, красок, пластмасс (Красноперекопск, Армянск, Саки, Одесса, Симферополь); пищевая промышленность: рыбная, плодоовощеконсервная, мясо и молочно-перерабатывающая, вино-водочная ( «Новый Свет», «Массандра», «Золотая балка», «Коктебель»); рекреационное хозяйство на территории района на 2007 г. составляет 212 санаториев и пансионатов с лечением; 190 домов отдыха и пансионатов (соответственно 36 и 60% общего их количества в Украине).
Проблемы и перспективы развития Причерноморского экономического района:
- национальная проблема;
- недостаточно рациональное использование природных условий и ресурсов;
- добыча гальки и известняка на пляжах отрицательно влияет на природные особенности курортов Крыма;
- противоречия в размещении и развитии предприятий тяжелой промышленности, в образовании большого портового хозяйства, с одной стороны, и использование рекреационных ресурсов.
Подольский экономический район
Основными факторами развития района являются:
- благоприятные агроклиматические условия;
- высокий удельный вес сельского населения и типов поселений;
- разнообразные нерудные полезные ископаемые;
- исторический фактор (старейший земледельческий район);
- поздняя индустриализация;
- транзитное транспортное положение.
Сочетание и реализация перечисленных условий и факторов обусловили специализацию производительных сил на производстве товарной сельскохозяйственной продукции и ее промышленной переработке, неметаллоемком машиностроении, продукции химической и легкой промышленности, промышленности строительных материалов.
Следовательно, фундаментом развития хозяйства района является мощный АПК, который базируется на интенсивном многоотраслевом сельском хозяйстве.
В земледелии основные площади заняты озимой пшеницей, кукурузой, зернобобовыми, сахарной свеклой. Развиваются картофелеводство, овощеводство, садоводство; выращивается подсолнечник, табак, кормовые культуры.
В животноводстве преобладает молочно-мясное скотоводство, а также свиноводство, птицеводство, овцеводство, рыбоводство и пчеловодство.
Пищевая промышленность является многоотраслевой развитой промышленностью:
- сахарная промышленность (крупнейшие заводы – Кременецкий, Городокский, Кирнасовский, Теофипольский, Шепетовский);
- спиртовая промышленность (на отходах сахарной, а также на зерне и картофеле);
- выпуск витаминов и кормовых дрожжей;
- мясная промышленность (в областных центрах);
- масло-сыродельная промышленность;
- плодоовощная промышленность (Винница, Каменец-Подольский, Тульчин, Залещики). Машиностроительные предприятия района производят технологическое оборудование для пищевой промышленности и торговли, инструменты, сельскохозяйственные машины, электротехнические приборы.
Химическая промышленность производит минеральные удобрения, товары бытовой химии, олифу, искусственную кожу, серную кислоту. Лесохимические предприятия выпускают канифоль, скипидар, эфир масло.
Проблемы и перспективы развития Подольского экономического района:
- модернизация предприятий пищевой отрасли, их экологизация;
- рациональное использование трудовых ресурсов;
- отток населения из районов свекловичного производства из-за тяжелого физического груда;
- рост уровня безработицы (особенно в Винницкой области);
- рекультивация и охрана почв (значительная эрозия почв в пределах Подольской и Приднепровской возвышенностей).
Центральный экономический район
Ведущими отраслями хозяйства являются пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка.
Машиностроительные предприятия выпускают машины и оборудование для сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности, радиоприборы, пишущие машины, транспортное оборудование, телеграфную аппаратуру, телевизоры, фотоприборы, башенные краны, буровые машины.
Топливно-энергетический комплекс представлен добычей бурого угля (Ватутино, Александрия), торфа (Черкасская область) и небольшими тепловыми электростанциями. Электроэнергией район снабжают Кременчугская и Каневская гидравлические станции, Чигиринская ТЭС.
Предприятия химической промышленности производят азотные удобрения, химические волокна и химреактивы (Черкасская область).
Цветная металлургия представлена Завальевским графитовым комбинатом, Побужским никелевым заводом и заводом чистых металлов в Светловодске.
Легкая промышленность работает преимущественно на привозном сырье. Здесь развита швейная, трикотажная, кожевенная и обувная промышленность. Производят шелковые ткани, гигроскопическую вату, художественные изделия.
В районе действуют предприятия строительной индустрии, мебельной промышленности.
Достаточно высокое развитие получил АПК. Он базируется на многоотраслевом сельском хозяйстве. В районе выращивают: озимую пшеницу, ячмень, кукурузу, сахарную свеклу, подсолнечник, эфиромасличные культуры, коноплю, кориандр. Достаточно развитыми являются овощеводство и садоводство.
Ведущими отраслями животноводства стали скотоводство (в Черкасской области – молочно-мясное, в Кировоградской – мясомолочное) и свиноводство. Развиваются также овцеводство, кролиководство, шелководство, прудовое рыбоводство и птицеводство.
Пищевая промышленность работает на местном сырье. Особенно выделяется сахарная промышленность. Много предприятий молочной, маслосыродельной, мясной, мукомольной, крупяной, спиртовой, есть также предприятия эфиромасличной и кондитерской промышленности.
Основными видами транспорта являются железнодорожный, автомобильный и водный. Крупными железнодорожными узлами района считаются Черкассы, Цветково, Христиновка, Знаменка, Долинская. Черкассы и Светловодск известны как речные порты. В развитии АПК, а также в пассажироперевозках значительное место занимает автомобильный транспорт.
В развитии района большое значение имеют межрайонные экономические связи. Ввоз значительно преобладает над вывозом. Из района вывозят оборудование для легкой и пищевой промышленности, телеграфную аппаратуру, химическое волокно, азотные удобрения, сельскохозяйственные машины, овощи, фрукты, муку, сахар.
Проблемы и перспективы развития Центрального экономического района:
- низкий уровень промышленного развития;
конверсия военно-промышленного комплекса;
необходимость модернизации энергетического хозяйства;
слабое развитие перерабатывающей промышленности.
Северо-Западный экономический район
Довлеющими факторами развития и специализации производительных сил в районе являются:
-транспортно-географическое положение (удаленность от металлургических и промышленных баз, расположение в заболоченной, слабо освоенной Полесской низменности);
-отсутствие базовых полезных ископаемых, неблагоприятные в естественном состоянии агроклиматические условия и т.п.;
- низкая плотность населения и разреженная сеть поселений, невысокий уровень урбанизации;
- богатство водных и лесных ресурсов;
- исторический фактор (оторванность от остальной части Украины и вхождение в состав Польши);
- поздняя индустриализация в составе Единого Украинского государства.
И, тем не менее, сочетание этих факторов и взаимосвязанное развитие в составе Единого народнохозяйственного комплекса Украины обусловило специализацию Северо-Западного района на производстве льняных тканей, деревянных строительных материалов, бумаги, картона, цемента, азотных удобрений, сельскохозяйственного и транспортного машиностроения, сельскохозяйственной продукции.
Основой АПК являются сельское хозяйство и перерабатывающие отрасли пищевой и легкой промышленности. В земледелии выращивают рожь, лен, хмель, картофель, озимую пшеницу, сахарную свеклу.
Значительные площади заняты под пастбищами и сенокосами, садами и ягодниками.
В животноводстве ведущей отраслью является скотоводство: в Полесье - молочно-мясное, в лесостепных районах - мясо-молочное. Развиты свиноводство, овцеводство, птицеводство (особенно - выращивание уток и гусей), а также пчеловодство, рыбоводство, кролиководство.
Пищевая промышленность работает на собственном сырье. Развиваются:
- сахарная и спиртовая промышленность (Корец, Мезоч, Острог, Иваничи, Владимир-Волынский);
- плодоовощная (Любомль, Клевань, Дубровица, Владимир-Волынский);
- мясная (Луцк, Ковель, Ривне);
- маслосыродельная;
- мукомольная;
- хлебопекарная.
Высок уровень развития лесной и деревообрабатывающей промышленности. Работают деревообрабатывающие комбинаты и мебельные фабрики в Ковеле, Луцке, Сарнах. В Костополе находится крупнейший в стране комбинат по производству жилых домиков.
Машиностроительные предприятия района специализируются на производстве сельскохозяйственных машин (Ковель, Ривне), приборов (Луцк, Ривне), оборудования для железнодорожного транспорта (Ковель), автомобилей (Луцк), строительных инструментов (Костополь), оборудования для животноводства и кормопроизводства (Квасилов, Рожище).
Химическая промышленность выпускает удобрения (Ривне), товары бытовой химии и пластмассовые изделия.
Для удовлетворения нужд района на Здолбуновском комбинате производят цемент и шифер, а в Ривненской области обрабатывают гранит и базальт. Развивается стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность в Костополе и Рокитном.
Основную часть электроэнергии производит Ривненская АЭС.
Уровень межрайонных экономических связей играет большую роль в становлении и развитии экономики Северо-Западного экономического района. Из района вывозят: сельскохозяйственные машины, приборы, подшипники, автомобили, строительные материалы, янтарь, химические удобрения, лесоматериалы, паркет, тару, льняные ткани, стандартные деревянные жилые домики.
Из других районов завозят оборудование и машины, грузовые и легковые автомобили, автобусы, металл, виноград, арбузы, вина и т.д.
Проблемы и перспективы развития Северо-Западного экономического района:
- радиоактивное загрязнение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (особенно на севере и северо-востоке района);
- слабое укрепление карстовых пород, на которых построена Ривненская АЭС;
- слабое развитие транспортной сети;
- социально-экономические проблемы (безработица, невысокий естественный прирост населения, недостаточная эффективность мероприятий по защите здоровья матери и ребёнка и т.д.).
Карпатский экономический район
Главными условиями и факторами развития района являются:
географическое положение и наличие Карпатских гор с разнообразными природными условиями и ресурсами;
исторический фактор (вхождение в состав Польши, Австро-Венгрии, Венгрии);
положительный естественный прирост и обилие трудовых ресурсов;
концентрация транзитных коммуникаций (газо- и нефтепроводов, линий электропередач, дорог);
разнообразные богатые агроклиматические ресурсы и рекреационные ресурсы.
Вышеперечисленные и другие факторы развития воспроизводственных процессов в регионе обусловили специализацию производительных сил на следующих отраслях промышленности:
1.Неметаллоемкое трудоемкое машиностроение, которое ориентируется на высококвалифицированные кадры. Ведущими отраслями являются автомобильная (производство автобусов, автомобильных кранов), приборостроительная, электротехническая, радиотехническая отрасли, производство станков и сельскохозяйственных машин.
2.Топливная промышленность: газовая, нефтяная, угольная, торфяная. Крупными электростанциями района являются Бурштынская и Добротворская ГРЭС.
3.Лесопромышленный комплекс, включающий все отрасли лесной промышленности: производство мебели, фанеры, тары, строительных деталей (Ужгород, Черновцы, Мукачево, Львов, Ивано-Франковск и др.); лесохимия (Свалява, Перечин, Выгода, Великий Бычков); производство картона и бумаги (Жидачов, Рахов, Львов).
Строительная индустрия: производство строительной керамики, фаянса, стекла (Берегово, Жолква, Самбор, Стрый, Борислав, Львов), а также цемента, гипса, кровельных и стеновых материалов.
Легкая промышленность: выпуск тканей, трикотажа, швейных и меховых изделий, обуви (Мукачев, Хуст, Стрый и др.). На развитие АПК влияют природные условия. В лесостепной зоне занимаются молочно-мясным скотоводством и свиноводством, выращивают зерно, лен, сахарную свеклу. В горных районах преобладают овцеводство, молочно-мясное скотоводство, льноводство и картофелеводство.
В Закарпатье занимаются садоводством, табаководством, виноградарством, молочно-мясным скотоводством и овцеводством. Продукцию этих сельскохозяйственных производств перерабатывают отрасли пищевой промышленности: мясная, сахарная, молочная, мукомольная, кондитерская, винодельческая, плодоовощная, хлебопекарная, маслосыродельная.
В районе хорошо развиты все виды транспорта. В районе находятся лучшие автодороги с твердым покрытием. Крупными транспортными узлами являются Чоп, Львов, Черновцы, Ивано-Франковск, Дрогобыч, Самбор, Стрый. Львовский аэропорт имеет статус международного. Интенсивно развивается трубопроводный транспорт, получивший государственное признание.
Многоотраслевое хозяйство позволяет району вывозить разнообразные виды продукции: оборудование для газовой и нефтяной промышленности, технологическое оборудование для легкой промышленности, автобусы, автокраны, инструменты, телевизоры, конвейерные линии, приборы, меховые изделия, вина, калийные удобрения, серу, лес, мебель, фруктовые и овощные консервы и т.д. В свою очередь в район завозят металл, комплектующие детали, хлопчатобумажные и шелковы ткани, сельскохозяйственные машины, технологическое оборудование для пищевой промышленности, растительное масло и т.д.
Проблемы и перспективы развития Карпатского экономического района:
- низкий уровень развития промышленности (за исключением Львовской области);
- модернизация энергетического хозяйства и прежде всего - каменноугольной отрасли;
- социальные и экономические проблемы малых городов;
- слабое развитие Закарпатской свободной экономической зоны;
- сложная экологическая ситуация Предкарпатья вследствие большой концентрации химических предприятий и военной техники;
- развитие курортного хозяйства территориально совпадает с промышленными разработками, а это ухудшает экологическое положение и ограничивает возможности развития этих производств.
Таким образом, экономический потенциал экономических районов Украины зависит от модернизации производства, положительного инвестиционного климата внутри районов, развития сферы услуг и внедрения ее в производственную сферу для стабилизации межотраслевых комплексов.
Термины и понятия:
экономическое районирование, экономический район, районообразующие факторы, специализация.
- Введение
- Цели и задачи изучения учебной дисциплины
- II. Междисциплинарные связи
- Содержание курса
- Тема 1. Предмет, метод и задачи дисциплины.
- Тема 2. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил и формирования экономики регионов.
- Тема 3. Экономическое районирование и территориальная организация хозяйства.
- Тема 4. Регион в системе территориального разделения труда.
- Тема 5. Сущность, цель и задачи региональной экономической политики. Механизм реализации региональной экономической политики.
- Тема 6. Природно - ресурсный потенциал Украины.
- Тема 7. Трудоресурсный потенциал Украины
- Тема 8. Хозяйственный комплекс Украины, его структура и трансформация в рыночных условиях.
- Тема 9. Межотраслевые хозяйственные комплексы и региональные особенности их развития и размещения.
- Тема 9.1. Топливно-энеpгетический комплекс (тэк)
- Тема 9.2. Металлургический комплекс.
- Тема 9.3. Машиностроительный комплекс.
- Тема 9.4. Химический комплекс.
- Тема 9.5 Лесопромышленный комплекс
- Тема 9.6. Агpопpомышленный комплекс (апк)
- Тема 9.7. Транспортный комплекс и связь
- Тема 10. Экономика Украины как общность региональных социально-экономических систем. Экономика регионов Украины: состояние и перспективы развития.
- Тема 11. Международные экономические связи Украины и её интеграция в европейские и другие мировые структуры.
- Тема 12. Факторы устойчивого развития производительных сил
- Тестовые задания.
- Тема 3. Экономическое районирование и территориальная организация хозяйства
- 1. Экономическое районирование как научный переход территориальной организации хозяйства.
- 2. Современное мезорайонирование Украины. Территориальная организация хозяйства.
- 3. Диспропорция в территориальной организации национальной экономики.
- Экономические районы Украины
- Вопросы для самопроверки
- Примерные темы рефератов
- Тема 4. Регион в системе территориального разделения труда
- 1. Понятие региона и основные признаки регионов.
- 2. Основные положения функционирования региональной политики.
- 3. Основные типы территориальных структур регионов
- Тема 5. Сущность, цель и задачи региональной экономической политики
- 1. Сущность государственной региональной экономической политики и ее основные направления.
- 3. Основные составляющие механизма реализации региональной экономической политики.
- Вопросы для самопроверки
- Примерные темы рефератов
- Тема 6. Природно-ресурсный потенциал Украины
- 1. Природно-ресурсный потенциал и его структура.
- 2. Место Украины в мировых сырьевых и топливно-энергетических ресурсах, степень обеспечения собственных потребностей.
- 3. Экономическая оценка сырьевой и топливной баз.
- Вопросы для самопроверки
- Примерные темы рефератов
- Тема 7. Трудоресурсный потенциал Украины
- 1. Население Украины и его роль в развитии территориальной организации хозяйства.
- 2. Миграция населения и ее виды: региональные особенности и отличия.
- 3. Трудовые ресурсы Украины.
- Вопросы для самопроверки
- Примерные темы рефератов
- Население и трудовые ресурсы
- Тема 8. Хозяйственный комплекс Украины, его структура и трансформация в рыночных условиях.
- 1. Понятие народнохозяйственного комплекса.
- 2. Основные показатели, характеризующие экономику страны. Место Украины среди стран мира по уровню экономического развития.
- 3. Структура хозяйственного комплекса Украины.
- Вопросы для самопроверки
- Примерные темы рефератов
- Тема 9. Межотраслевые хозяйственные комплексы. Топливно-энеpгетический комплекс (тэк).
- 1. Роль топливно-энергетического комплекса в народном хозяйстве и его структура.
- 2. Размещение отраслей топливной промышленности. Оптимизация топливного баланса на современном этапе и в дальнейшей перспективе.
- 3. Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в народном хозяйстве.
- Вопросы для самопроверки
- Примерные темы рефератов
- 1. Место металлургического комплекса в экономике Украины и его структура.
- 2. Черная металлургия. Условия, факторы и принципы размещения предприятий черной металлургии.
- 3. Отраслевая структура цветной металлургии. Современное состояние цветной металлургии.
- Вопросы для самопроверки
- Примерные темы рефератов
- Тема 9.3 Машиностроительный комплекс Украины
- 1. Роль машиностроения в народном хозяйстве.
- 2. Отраслевая структура машиностроительного комплекса.
- 3. Проблемы и перспективы развития и размещения машиностроительного комплекса.
- Тема 9.4 Химический комплекс Украины
- 1. Значение отраслей химического комплекса в народном хозяйстве.
- 2. Отраслевая структура химической промышленности.
- 3. Проблемы и перспективы развития и размещения химической промышленности.
- Примерные темы рефератов
- Тема 9.5 Лесопромышленный комплекс.
- 1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Отраслевая структура.
- 2. Экономическая оценка лесных ресурсов
- 3. Современная отраслевая и территориальная структура легкой промышленности Украины.
- Тема 9.6 Агpопpомышленный комплекс (апк)
- 1. Значение агропромышленного комплекса в народном хозяйстве.
- 2. Отраслевая и территориальная структура сельского хозяйства Украины.
- 3. Основные проблемы и дальнейшие проблемы развития апк Украины.
- Вопросы для самопроверки.
- Тема 9.7 Транспортный комплекс
- 1. Значение транспортного комплекса в народном хозяйстве.
- 2. Отраслевая структура транспорта Украины. Современное состояние.
- 3. Основные проблемы дальнейшей перспективы развития транспортного комплекса.
- Тема 10 Экономика Украины как общность региональных социально-экономических систем. Экономика регионов Украины: состояние и перспективы развития.
- 1. Территориально-производственные комплексы и их роль в развитии экономики регионов.
- 2. Экономика регионов – звено единого хозяйственного комплекса Украины.
- 3. Структура социально – экономической системы региона.
- Тема 11. Международные экономические связи Украины
- 1. Внешнеэкономическое сотрудничество Украины.
- 2. Внешняя торговля: структура, тенденции развития.
- 3. Проблемы иностранного инвестирования и создания свободных экономических зон в Украине.
- Тема 12. Факторы устойчивого развития производительных сил.
- 1. Концепция устойчивого развития. Основные принципы положения и задачи.
- 2. Альтернативные источники энергии.
- 3. Изменения в отраслевой и территориальной структуре хозяйства под влиянием социальной переориентации экономики и технического процесса.
- Вопросы для самопроверки.
- Вариант I
- Вариант II
- Вариант III
- Вариант IV
- Вариант V
- Вариант VI
- 12. Центры на Украине:
- 13. Что такое:
- Вариант VII
- Вариант VIII
- Вариант IX
- Один из главных отраслевых подкомплексов в апк Украины ....
- Первое место по грузообороту среди отдельных видов транспорта в Украине (1993 г.) занимает ....
- Заключение
- Вопросы для подготовки к экзамену.
- Содержание