11.2. Оборудование для формования листового строительного стекла
Производство строительного стекла методом вытягивания осуществляется листоформовочными машинами ВВС. Эти машины устанавливают над подмашинными камерами стекловаренных печей. У одной стекловаренной печи в зависимости от производительности может быть установлено различное число листоформовочных машин. Производительность установки с девятью машинами ВВС достигает 250 т/сут сваренной стекломассы.
Производительность машин ВВС по количеству вытянутой стекломассы зависит от химико-физических свойств стекломассы, интенсивности охлаждения луковицы и ленты стекла в подмашинной камере, глубины погружения лодочки в стекломассу, ширину щели лодочки, температуры стекломассы в машинном канале, скорости оттягивания ленты стекла валиками машины ВВС.
При лодочном способе лента стекла вытягивается в специальных подмашинных камерах, сообщающихся с ванной печью и отделенным от нее горизонтальным мостом 2 (рис. 11.4) из огнеупора, погруженного на 50—120 мм нижней частью в стекломассу. Основное назначение моста — воспрепятствовать прямому поступлению на выработку поверхностных, обычно более загрязненных и термически менее однородных потоков стекломассы.
В торцовой стене подмашинной камеры 9 расположены газовые каналы 11 для разогрева и поддержания заданных температур в стене, что обеспечивает возможность создания и регулирования автономного температурного режима в камере. Внутри подмашинная камера облицована шамотными плитами, в которых оставлено по два отверстия для нажимных штанг 10 механизма управления лодочкой 1.
Состояние поверхностей стеклоформующей лодочки (рис. 11.5) во многом определяет качество поверхностей стекла, поэтому к качеству изготовления лодочки предъявляются повышенные требования. Размеры лодочки зависят от ширины вытягиваемой ленты стекла. Длина щели, как правило, на 300—380 мм больше полезной ширины ленты (без бортов).
Для интенсивного охлаждения луковицы и ленты стекла в процессе формования применяют специальные холодильники 3 (см. рис. 11.4), представляющие собой металлические полые экраны, через которые пропускается вода для охлаждения. Их устанавливают с обеих сторон ленты на расстоянии 40—50 мм от нее и на высоте 30—40 мм от верхней кромки щели. Поверхности холодильников охлаждаются проточной водой, расход которой составляет 5—8 м2/ч.
Для отбрасывания осколков стекла, которые могут падать из шахты 5 машины ВВС в подмашинную камеру, установлены скаты 7, а в соединительном звене, разделяющем камеру и машину ВВС, установлены угольники 4.
Над подмашинной камерой строго по ее оси установлена машина вертикального вытягивания стекла, которая представляет собой вертикальную шахту-печь, в которой происходит вытягивание ленты стекла с одновременными отжигом и охлаждением. Степень охлаждения можно регулировать открытием люков 8 шахты. Чтобы лента стекла под действием сил поверхностного натяжения не сужалась по ширине, ее борта захватываются специальными приспособлениями — бортодержателями.
Поднятая с помощью валиков 6 лента стекла заходит в промежуток между парными асбестированными валиками машины ВВС, которые, сближаясь, соприкасаются с поверхностью ленты. Валики 6 смонтированы в чугунном корпусе. В шахте вертикального вытягивания лента стекла поднимается с помощью парных роликов по определенному заданному режиму — сначала медленно, затем быстро.
Шахта 5 (рис. 11.6) машины ВВС состоит из шести секций, соединенных одна е другой. Три нижние секции выполнены из боковых и лобовых стенок, отлитых из жаростойкого чугуна и скрепленных болтами. Верхние три секции с боковых сторон открыты. По вертикальной оси шахты расположены 13—31 пара тянущих валиков 7 для транспортирования кверху ленты стекла. Большое число пар валиков необходимо для того, чтобы при подъеме ленты стекла каждая пара оказывала меньшее давление на ленту, а также для того, чтобы при растрескивании ленты ее контакт с валиками предотвратил ее обрыв.
В зоне ответственного отжига внутренние поверхности секций покрыты теплоизоляционными материалами: боковые стенки - асбестовым картоном, а лобовые стенки — перлитно-цементными плитами. В боковых стенках нижних секций устроены люки с крышками, открывающимися на петлях кверху, а в торцовых стенках — окна с задвижками. Люки и окна служат для наблюдения за ходом ленты стекла, устранения замеченных дефектов в процессе вытягивания, удаления боя стекла, а также для регулирования температурного режима отжига.
Внутри шахты под четными парами валиков укреплены скаты для стеклобоя, представляющие собой наклонные плоскости из листовой стали. Скаты служат как для поддержания заданного температурного режима в шахте, так и для отвода падающих кусков стеклобоя к люкам шахты и последующего их удаления из шахты. Под шахтой 5 установлены два короба 9 из жаростойкой стали для улавливания стеклобоя при отрыве ленты. По высоте шахты располагаются две-три площадки для обслуживания машины.
Машина установлена на двух балках, которые опираются на металлические колонны. Опорными деталями служат чугунные кронштейны б. Точность установки машины по вертикали регулируется специальными приспособлениями. В нижней части машины на кронштейнах укреплен нажимной механизм 8 для регулирования глубины погружения лодочки.
Заданный температурный режим в шахте поддерживается системой 2 газового обогрева и системой 1 охлаждения ленты воздухом, подаваемым вентилятором.
Асбестовые валики служат для вытягивания вверх ленты стекла. Валики (рис. 11.7) состоят из осей 1 и стальных труб с вваренными в концы труб «коротышами». На трубы осей плотно напрессованы и стянуты гайками 2 асбестовые диски. Обтачиванием и шлифованием на токарном станке асбестовым валикам придается правильная цилиндрическая форма и гладкая поверхность по всей рабочей длине. Отклонения диаметров, имеющих контакт с вытягиваемой лентой стекла рабочей поверхности отдельных валиков, не должны превышать 0,1 мм. С краев асбестовые валики обрабатываются на конус для пропуска утолщенных бортов ленты стекла и горячих газов из подмашинной камеры.
В каждой паре один из валиков вращается в подшипниках в неподвижно закрепленных корпусах 3, смонтированных в торцовых стенках секций, а второй валик — в подвижных корпусах 4 подшипников, вмонтированных в грузовые рычаги 5, благодаря чему второй валик имеет возможность отодвигаться от первого. Это позволяет вытягивать ленту необходимой толщины и пропускать стекло с местными утолщениями. Давление валиков на ленту можно регулировать перемещением грузов по рычагам.
Валики получают вращение от одного электродвигателя через систему карданных валов, червячных и цилиндрических или конических и цилиндрических передач (рис. 11.8). Исполнение передач обеспечивает зацепление и вращение каждой пары валиков даже при отключении подвижных валиков.
Привод машины осуществляется от электродвигателя 1 постоянного тока с плавным регулированием частоты вращения в широком диапазоне. Необходимость регулирования вызывается тем, что при пуске машина должна работать на очень малых скоростях. Ленту различной толщины тянут с разными скоростями и чем толще лента стекла, тем меньше должна быть скорость протяжки. Через червячный редуктор 2, шестерня которого закреплена на вертикальном валу 3, приводятся во вращение валики. Вертикальный вал состоит из отдельных частей, соединяемых муфтами 4. Каждая часть вала входит в состав отдельных червячных редукторов 5, которые состоят из червяка и двух колес. Колеса через карданные валы 6 приводят во вращение соответствующую пару тянущих валиков. Вращение первой и второй паре валиков передается от валиков третьей и четвертой пары через цепную передачу 7.В состав подмашинной камеры входят бортовые чаши 4 (см. рис. 11.6), которые формуют борт ленты стекла. Они располагаются на высоте 50—80 мм над уровнем стекломассы и имеют радиальный вырез, в который входит край луковицы, образующий основание борта ленты. Чаши, срезая кромкой выреза излишний объем подтягиваемой стекломассы, подают к расположенным над ними бортоформующим роликам 3 частично уже отформованный борт. Бортоформующие ролики служат для формования бортов у ленты стекла, а также для удержания ленты от сужения.
У краев луковицы стекломасса более вязкая, поэтому лента у бортов склонна приобретать большую толщину, чем в середине. Бортоформующие ролики вращаются со скоростью, составляющей
30—40 % скорости ленты. В результате тормозящего воздействия роликов края ленты приобретают необходимое натяжение.
Рис. 11.6. Машина вертикального вытягивания стекла
Рис.11.7. Асбестовые валики
Рис. 11.8. Кинематическая схема машины ВВС-3А
Расчет мощности машины ВВС. Машина ВВС работает по лодочному способу и изготовляет строительное стекло толщиной 2 мм; скорость вытягивания принимаем 120 м/ч; ширина ленты 3000 мм. Длину ленты стекла принимаем с учетом расстояния между нижней и верхней парами асбестовых валиков (4750 мм) плюс расстояние от зеркала стекломассы до первой пары валиков (1500 мм). Следовательно, асбестовые валики должны удержать и поднять ленту общей длиной (высотой) 7250 мм и, принимая удельный вес стекла = 25 Н/см3, получим вес вытягиваемой ленты
Q = 725 ∙ 300 ∙ 0.2 ∙ 2.5/1000 = 1090 H
Для вытягивания стекломассы через щель лодочки необходимо приложить усилия, которые должны быть достаточны для оттягивания ленты от стекломассы. По опытным данным для этого при поперечном сечении ленты 60 см2 требуется усилие, равное 1200 Н.
Поднятие ленты стекла осуществляется за счет сил трения между вращающимися валиками и стеклом. Общее тяговое усилие должно быть равно весу ленты плюс усилие для оттягивания ленты:
Т = 1090 + 1200 = 2290 Н
Для обеспечения надежности работы машины примем, что одновременно в работе вытягивания участвуют 13 пар валиков. Таким образом, каждая пара валиков должна дать подъемную силу Т1 = 229 Н. При вращении асбестовых валиков на ленту стекла действуют следующие силы (рис. 11.9): сила F = 229 Н, сила Р давления валиков, направленная перпендикулярно к поверхности стекла, и касательные силы Pf (силы трения).
Для работы машины необходимо соблюдение условия
Pf + Pf ►F; Р = QL/l, (11.1)
где Q – вес груза.
Из формулы (11.1) получаем
Р = F/(2f) (11.2)
Рис. 11.9. Схема к расчету машины ВВС
Принимая коэффициент трения между стеклом и асбестовыми валиками f = 0,3, получаем
Р = 229/0,6 = 382 Н
Крутящий момент для одного асбестового валика при его диаметре D = 0,18 м
Мкр = Pf DJ2 = 10,3 Н∙м. (11.3)
Для преодоления сопротивлений, возникающих при обкатывании валиков по стеклу и в цапфе, потребуется дополнительный момент
__________
Мв = μР + μ1r√P2 + G2 (11.4)
где μ — коэффициент трения качения, μ = 0,0005 м; μ1 — приведенный коэффициент трения для роликоподшипников (0,01); r — радиус цапфы, r = 0,0225 м; G — вес валика, G = 2400 Н.
Отсюда
______________
Мв = 0,0005 ∙ 382 + 0,01 ∙ 0,0225 √3822 + 2402 = 0,738 Н∙м
Суммарный момент для десяти валиков
Мсум = (Мкр + М в) 10 = 1 10,4 Н ∙ м.
В данной формуле не учитывается момент, затрачиваемый на холостой ход трех пар валиков вследствие незначительной его величины.
Мощность, необходимая для вращения валиков:
NB = Mсумω (11.5)
Угловая скорость, валика при скорости вытягивания u = 120 м/ч и диаметре валика D = 0,18 м
ω = 2u/D = 0,37 с-1
Таким образом
NД = 110,4 ∙ 0,37 = 40,9 Вт.
Необходимая мощность электродвигателя
NД = NВ/η (11.6)
Общий КПД машины
η = η1 η2 η3 η4 η5 η6 (11.7)
где η1 — коэффициент, учитывающий потери на трение в шарнирной передаче, η1 = 0,96; η2 — то же, в цилиндрической передаче (передается половина мощности) между шарнирными валами, η2 = 0,98; η3 — то же, для конических пар: вертикальный вал — валики η3 = 0,96; η4 — то же, в подшипниках вертикального вала, η4 = 0,90; η5— то же, в конической зубчатой паре: редуктор — вертикальный вал, η6 = 0,96; η7 — КПД редуктора, η7 = 0,85.
Общий КПД η = 0,632.
Следовательно,
NД = 40,9/0,632 = 64,6 Вт = 0,065 кВт.
Рис. 11.10. Схема устройства для формования ленты стекла способом непрерывного проката
Если вытягивать ленту стекла толщиной, например, 20 мм, то скорость вытягивания должна быть снижена до 8 м/ч, т. е. в 15 раз. В таком случае, выполнив расчеты аналогично изложенному, получим мощность электродвигателя NД = 0,004 кВт.
Прокатная машина (рис. 11.10) для производства листового стекла имеет прокатные вальцы 2 и 3 из жаростойкой стали, изготовленные пустотелыми для охлаждения проточной водой. Вальцы между собой и с ведущим валом соединены цепной передачей с четырьмя роликовыми цепями.
Высоту слоя стекломассы, поступающей из печи к машине» регулируют подъемным шибером 11. Равномерность температуры стекломассы обеспечивают газовые горелки 13, помещенные над краевыми зонами сливного порога. Стекломасса 9 по сливному брусу 10 и сливной линейки 8, расположенной между сливным брусом и нижним прокатным вальцом 2, поступает сначала на чугунную приемную плиту 1, охлаждаемую изнутри водой, а затем на приемный наклонный роликовый конвейер 18 и далее в печь отжига.
Рис. 11.11. Схема формования ленты стекла флоат-способом
Для регулирования зазора между вальцами и, соответственно, толщины вырабатываемой ленты стекла подшипники верхнего вальца 3 установлены в направляющих стойки 5, в которых верхний вал может перемещаться в пределах 4—25 мм. Для точной установки подшипники посажены на специальные клинья, которые можно перемещать перпендикулярно к оси наклона вальцов с помощью регулирующего приспособления 7. Подшипники нижнего вальца установлены в станине 4 неподвижно. Устройства, расположенные на стойках станины и имеющие шкалы с нониусом, обеспечивают параллельность.
Необходимое давление на прокатываемую ленту со стороны верхнего вальца обеспечивается с помощью пружин, действующих на подшипники вальца через регулировочные винты 6.
Для нормального процесса прокатывания необходимо некоторое натяжение ленты, которое создается путем увеличения частоты вращения роликов по сравнению о частотой вращения прокатных вальцов.
Привод машина обеспечивается электродвигателем постоянного тока через шестеренный и червячный редукторы.
Для компенсации температурной усадки, имеющей максимальное значение в центре ленты, диаметр верхнего вальца посередине делают на 0,3—0,4 мм меньше, чем у концов, что позволяет получить ленту стекла равномерной толщины по всей ширине.
Для установки машины по высоте относительно плоскости сливного бруса предусмотрены регулировочные винты. Машина смонтирована на тележке 14, что позволяет при необходимости откатить ее от печи по рельсам 15, проложенным поперек направлению движения ленты стекла. Все узлы прокатной машины смонтированы на сваренной из швеллерных балок раме 16 тележки. Колеса тележки со стороны, обращенной к печи, выполнены с двумя ребордами, охватывающими рельс, по которому они движутся. Это позволяет фиксировать положение машины относительно торца сливного порога ванной печи. Колеса с другой стороны тележки реборд не имеют. При формовании ленты стекла флоат-способом (рис. 11.11) из выработочной части ванной печи стекломасса 2 по узкому и мелкому каналу 1 поступает на наклонный сливной лоток 3. Сливной лоток расположен несколько выше поверхности расплавленного олова 6 в ванне 4, и стекломасса затекает под лоток, образуя лужу, из которой формуется лента стекла. При этом нижние слои расплава, контактировавшие с поверхностью лотка, поступают на образование бортов, а само полотно ленты формуется только из верхних слоев расплава, не соприкасавшихся с материалом лотка.
В начале ванны толщина слоя стекла составляет 20—25 мм. На расстоянии от лотка порядка 4,5 м стекломасса перестает растекаться. Здесь лента достигает так называемой равновесной толщины — приблизительно 6 мм, ниже которой скорость растекания резко снижается. В этой зоне ванной стекломасса охлаждается до 1273—1323 К. Для получения ленты толщиной менее 6 мм ее необходимо принудительно растягивать.
Бортоудерживающие ролики 9 обеспечивают необходимое растяжение ленты в ширину. Графитовые ограничители 10, установленные при выходе ленты из ванны, ограничивают растекание стекломассы при выработке стекол толщиной больше равновесной. При этом перед поступлением в зону ограничителей стекломассу слегка охлаждают установленными под ней водяными холодильниками 8.
Флоат-ванна облицована огнеупорным материалом и заключена в металлический кожух. По длине ванна разделена перегородками на три части, в каждой из которых соблюдается свой тепловой и газовый режимы. При производстве стекла толщиной менее 3 мм перегородки в флоат-ванне отсутствуют и температура стекла равномерно понижается по длине ванны.
Для защиты олова от окисления и предотвращения образования пленки оксида олова на нижней поверхности ленты под свод ванны непрерывно подают смесь азота и водорода. Защитная атмосфера создает небольшое избыточное давление в полости ванны и удаляется в конце ванны. Под сводом 7 ванны и внутри слоя олова установлены электрические нагреватели 5, с помощью которых поддерживается необходимый температурный режим.
После флоат-ванны размещено роликовое устройство, которое оттягивает ленту 11 из ванны и передает ее в печь 12 отжига.
- 1.1 Общие сведения
- 1.2. Технологические схемы производства цемента
- 1.3. Печные агрегаты
- 1.4. Вращающиеся печи
- Внутрипечные теплообменные устройства
- Запечные теплообменные устройства
- Технологическая схема производства извести
- 3.1 Технологическая схема производства гипса
- 3.2. Гипсоварочные котлы
- 4. Оборудование для производства железобетонных изделий и конструкций
- Общие сведения
- 4.2. Армирование железобетонных изделий
- 4.3. Машины и оборудование для изготовления элементов ненапрягаемой арматуры
- 4.5. Оборудование для транспортирования и укладки бетонной смеси
- 4.14. Конвейерные линии для формовани железобетонных изделий
- 4.16. Кассетно-стендовое производство железобетонных панелей
- 4.17. Установки для формования железобетонных труб
- 5. Оборудования для производства асбестоцементных изделий
- 5.1. Общие сведения. Технологические схемы производства
- 5.2. Конструкция оборудования
- 5.3. Оборудование для производства асбестоцементных труб
- 6. Оборудование для производства силикатного кирпича
- 6.1. Технологические схемы производства силикатного кирпича
- 6.2. Конструкция оборудования для производства силикатного кирпича
- 7.2. Оборудование для производства гипсобетонных панелей методом проката и гипсовых блоков
- 8. Оборудование для производства изделий строительной керамики
- 8.1. Схемы производства кирпича и керамических камней
- 10. Оборудование для производства теплоизоляционных материалов и изделий из минеральной ваты и стекловолокна
- 10.1. Общие сведения
- 10.2. Оборудование для получения минераловатного расплава и его переработки на вату
- 10.3. Оборудование для производства изделий из минеральной ваты
- 11. Оборудование для производства строительного стекла
- 11.1. Технологические особенности
- 11.2. Оборудование для формования листового строительного стекла
- 11.3. Оборудование для подрезки и отломки листового стекла