logo search
ГОСТы_кратк описан / ГОСТЫ атм воздух снег / по атм / отбор и пробоподготовка / 11

3.5.2. Состав отходящих газов дизельных двигателей

Дизельные двигатели, как и карбюраторные, выбрасывают в атмосферу углеводороды, СО и NO, однако к этим веществам добавляется сажевый аэрозоль. Так как дизельные двигатели работают при больших коэффициентах избытка воздуха (= 1,4 ... 1,7), содержание СО и углеводородов в отходящих газах дизельных двигателей существенно меньше, чем карбюраторных.

Основной причиной образования углеводородов в дизельных двигателях является неравномерное смешивание топлива и воздуха во время впрыска и сгорания. Из-за низкой летучести дизельного топлива испарение углеводородов из топливной системы мало.

Оксид углерода формируется в обогащенных частях объема топливной смеси. С увеличением количества впрыскиваемого топлива увеличиваются концентрации СО и СНв отходящих газах дизельных двигателей.

Окислы азота в дизельных двигателях образуются в продуктах реакции после воспламенения смеси. Основным фактором, влияющим на образование NO, является температура внутри двигателя.

Сажевый аэрозоль состоит из частиц углерода и тяжелых (жидких) углеводородов. При больших нагрузках на двигатель сажевый аэрозоль в основном составляют частицы углерода, при малых - увеличивается количество тяжелых углеводородов. Токсичность выбросов дизельных двигателей обусловлена адсорбированными на поверхности частиц углерода полициклическими ароматическими углеводородами, из которых многие канцерогенны.

Работа дизельных двигателей сопровождается также выбросом SO, что обусловлено довольно высоким содержанием серы в топливе. Сера, содержащаяся в дизельном топливе, окисляется до SOи сульфатов в процессе сгорания с дальнейшим образованием HSОи солей металлов. Сульфаты занимают 5-10% суммы твердых частиц в отработанных газах дизельных двигателей. Примерный состав отработанных газов карбюраторных и дизельных двигателей приведен в табл.3.12.

Таблица 3.12