Многосекционные турбобуры
С целью снижения частоты вращения долота и наращивания крутящего момента на валу турбобура применяются многосекционные (свыше трех секций) турбинные сборки. Серийные турбобуры, собранные из пяти-шести турбинных секций, позволяют эффективно отрабатывать высокопроизводительные долота при пониженных расходах бурового раствора, а также предоставляют технологам значительно более широкие возможности для выбора оптимальных параметров режима бурения.
По своей конструктивной схеме многосекционный турбобур не отличается от серийного. Однако увеличение числа турбинных секций предъявляет более высокие требования к надежности работы шпинделя турбобура. Он должен быть не только более надежным, но и более дол-говечным, чем применяемые в настоящее время шпиндели серийных турбобуров. Этим требованиям отвечают шпиндели с лабиринтным дисковым уплотнением типа ШФД.
Тип сборки турбобура | Число турбинных секций | Число ступеней турбины | ГТ | Расход жидкости, л/с | Крутящий момент*, Н м | Пере-Частота пад вращения*, давле-с 1 ния, МПа | Длина, м | Диаметр турбобура, мм | |
5А9ГТШ 6А7ГТШ 6TCLU1- 195ТЛ 5А6Ш | 5 6 6 5 | 315 348 636 630 | 210 348 | 32 26 30 18 | 2221 1893 1742 1575 | 3,4 43 44 8 1 | 6,2 10,4 3,4 98 | 42 49 49 40 | 240 195 195 164 |
*При максим | альной мощ | ности турбое | ура А/тах |
|
|
|
|
|
|
Турбобур с независимой подвеской
Каждая турбинная секция с независимой подвеской имеет свой упорный шарикоподшипник. Корпусы секций соединяются между собой с помощью конической резьбы, а валы -квадратными полумуфтами и могут свободно перемещаться в осевом направлении. В результате такой компоновки секций износ упорного подшипника шпинделя не влияет на осевой зазор между статором и ротором турбины. Последний определяется только износом подшипников, установленных в турбинных секциях. Поскольку осевая нагрузка на эти подшипники действует только с одной стороны и практически не имеет динамической составляющей, то этот износ легко прогнозируется. При сборке ротор турбины устанавливается в крайнее верхнее положение относительно статора, что позволяет увеличить время работы упорного подшипника секции. Турбобур с независимой подвеской может быть собран с турбиной любого типа. В каждой секции можно установить по 80-90 ступеней.
Ниже приводится характеристика трехсекционного турбобура А7ГТШМ (при плотности жидкости 1000 кг/м3).
Число ступеней:
турбины 249
ГТ 66
Расход жидкости, л/с 28
Крутящий момент*, Н-м 1800
Частота вращения*, с"1 5,2
Перепад давления*, МПа 7
•При максимальной мощности турбобура JVmal.
Турбобур с плавающим статором
Каждый статор такого турбобура имеет свободу перемещения в осевом направлении и с помощью шпонки, заходящей в специальный паз корпуса, запирается от проворота под действием собственного реактивного момента. Каждый ротор представляет собой и пяту для соответствующего статора, который не имеет приставочных дистанционных колец.
Такое исполнение ступени турбины, с одной стороны, позволяет до максимума увеличить средний диаметр турбины, а с другой, — до минимума сократить осевой люфт в ступени. Тем самым в корпусе стандартной длины удается разместить число ступеней турбин в 1,4 раза больше, чем у серийных турбобуров. Недостаток этой конструкции - свободный выход бурового раствора на внутреннюю поверхность корпуса турбинной секции.
Отсутствие взаимосвязи между осевыми люфтами турбины и осевой опорой шпинделя позволяет исключить из практики турбинного бурения торцовый износ лопаточных венцов турбин и повысить межремонтный период работы шпинделей. Турбобур состоит из трех турбинных секций и шпинделя с двумя вариантами осевой опоры: подшипник ШШО-172 (538920) и резинометаллическая пята ПУ-172.
Турбобур с полым валом
Предназначенные для бурения скважин шарошечными и алмазными долотами в сложных горногеологических условиях. Турбобур состоит из турбинных секций и шпинделя. В зависимости от условий эксплуатации возможно использование от трех до плести турбинных секций для обеспечения требуемой характеристики турбобура.
Как видно турбинные секции состоят из корпуса и полого вала, установленного внутри корпуса на четырех резинометаллических радиальных опорах. В пространстве между корпусом и полым валом установлено около 100 ступеней турбины. Концы полого вала оборудованы конусно-шлицевыми полумуфтами, внутри которых имеются уплотни-тельные элементы, предотвращающие утечку бурового раствора из полости вала к турбине. При сборке турбинных секций соблюдаются заданные размеры вылета и утопания полумуфт для обеспечения необходимого положения роторов относительно статоров.
Шпиндель турбобура состоит из корпуса и полого вала, установленного внутри корпуса на резинометаллических радиальных опорах и упорно-радиальном шариковом подшипника.
Шифр турбобура | Число ступеней турбины | Расход жидкости через турбину, л/с | Крутящий момент*, Н-м | Частота вращения*, Q-1 | Перепад давления, МПа | Диаметр долота, мм |
ТПВ 240 А7ПВ ТПВ 178 | 552 588 552 | 30 22 17 | 2800 1600 1200 | 5,7 4,9 7,6 | 6,7 4,9 10 | 311; 295,3; 269,9 215,9; 212,2 215,9; 212,2 |
*При мак | симальной мо | щности турбобур | a Nmax. |
|
|
|
При сборке турбинных секций предусмотрена возможность установки стабилизаторов между турбинными секциями или между турбинной секцией и шпинделем. Для этого на нижнем переводнике турбинной секции на резьбе закрепляется стабилизатор, а на нижнем конце вала — удлинитель соответствующей длины так, чтобы не изменять ранее отрегулированные присоединительные размеры утопания и вылетов полумуфт.
Турбобур с редуктором-вставкой
Турбобуры с редуктором-вставкой типа РМ предназначены для эффективного использования шарошечных долот с маслонаполненными опорами при технологически необходимом расходе бурового раствора и уменьшенным по сравнению с другими гидравлическими двигателями перепадом давлений.
Маслонаполненный редуктор-вставка применяется в сочетании с турбинными секциями и шпинделем серийно выпускаемых турбобуров. Редуктор-вставка устанавливается между шпинделем и турбинными секциями, снабжен планетарной передачей и системой маслозащиты передачи и опор.
Планетарная передача двухрядная, зубчатая, с косозубым зацеплением Новикова. Система маслозащиты имеет уплотнения торцового типа. Выходной вал с помощью шлицевой муфты соединен с валом шпинделя, а входной вал с помощью полумуфты - с турбинными секциями.
Редуктор-вставка представляет собой автономный узел, который может быть заменен непосредственно на буровой. Энергетические характеристики турбобура с редуктором-вставкой и разными типами турбин приведены в табл. 7.6.
При испытаниях турбобуров средняя наработка на отказ маслонаполненного редуктора составила 100—115 ч, а при бурении скважин с высокими забойными температурами (свыше 150 °С) - около 40 ч.
Турбины современных турбобуров
Турбина турбобура представляет собой преобразователь гидравлической энергии потока жидкости в механическую энергию вращения вала.
Турбина современного турбобура — многоступенчатая, осевого типа и состоит из систем статоров и роторов. Как правило, система статоров связана с корпусом, а система роторов - с валом турбобура.
При постоянном значении расхода бурового раствора через турбину развиваемый ею крутящий момент определяется по формуле Эйлера
М = Орг(с1ц - c2u)z,
где Q — расход жидкости; р — плотность жидкости; г — средний радиус турбины; с1ц, с2и - проекции абсолютной скорости потока жидкости, протекающего соответственно.
Принцип действия турбины турбобура (пара стартор - ротор):
1, 5 — наружный обод ротора и статора;
2, 3 — лопатка ротора и статора; 4, 6 - внутренний обод статора и ротора.
Винтовые двигатели(ВЗД)- Винтовые двигатели относятся к объемным роторным гидравлическим машинам.
Согласно общей теории винтовых роторных гидравлических машин элементами рабочих органов (РО) являются:
статор двигателя с полостями, примыкающими по концам к камерам высокого и низкого давления;
ротор-винт, носящий название ведущего, через который крутящий момент передается исполнительному механизму;
замыкатели-винты, носящие название ведомых, назначение которых уплотнять двигатель, т.е. препятствовать перетеканию жидкости из камеры высокого давления в камеру низкого давления.
1 — корпус; 2 — ротор; 3 — вал; 4, 5 — осевой и радиальный подшипники; 6 – долото
В одновинтовых гидромашинах используются механизмы, в которых замыкатель образуется лишь двумя деталями, находящимися в постоянном взаимодействии, -статором и ротором.
Обозначение двигателя | Диаметр, мм | Длина, мм | Шаг статора, мм | Число шагов | Расход жидкости, л/с | Крутящий момент, Н-м | Частота вращения, с-1 | Перепад давления, МПа |
Д1-54 Д1-88 Д1-127 ДЗ-172 Д2-195 Д1-240 | 54 88 127 172 195 240 | 1890 3225 5800 6880 6550 7570 | 222 390 650 850 850 880 | 2 2 2 2 2 3 | 1,0-2,5 4,5-7,0 15-20 25-35 25-35 30-50 | 70-110 800-950 2200-3000 3100-3700 3100-3700 10000-14000 | 3,0-7,5 2,7-5,0 3,3-4,3 1,3-1,8 1,3-1,8 1,2-2,2 | 4,5-5,5 5,8-7,0 5,5-8,5 3,9-4,9 3,9-4,9 6,0-8,0 |
- 2.2Состав и функции бурильной колонны, виды труб и замков, бурильные свечи; соединительные резьбы на них.
- 2.4Конструкции забойных двигателей – (турбобуры и взд) и их технико-технологические характеристики
- Многосекционные турбобуры
- 2.7Классификация буровых установок.
- Классификация буровых установок
- 2.9.Классификация горных пород; опробование скважин в процессе бурения; коэффициент керноотбора.
- 2.11.Понятие о режимах бурения скважин и их параметрах; влияние параметров режима бурения на технико-экономические показатели бурения.
- 2.12.Спуско-подъемный комплекс бу Буровые лебедки
- 2.13Классификации породоразрушающего инструмента по способам разрушения горных пород, по видам забоев.
- 2.15.Функции и составы буровых растворов, приборы для определения параметров буровых растворов.
- 2.17.Осложнения и аварии при бурении скважин; классификация аварий; способы и устройства для ликвидации аварий.
- Ликвидация прихвата натяжкой колонны
- Обуривание колонковой трубы
- Применение погружного гидравлического вибратора
- Осложнения при ликвидации прихватов
- Прижоги алмазных коронок
- Разрыв звеньев бурильных колонн