logo search
otchet_po_stroitelnym_mashinam

1.1.2.Грейдеры и автогрейдеры.

Рисунок А.4

Грейдеры и автогрейдеры предназначены для профилирования земляного дорожного полотна, возведения дорожных насыпей высотой до 0,6 м, планировки площадей, очистки территорий от снега и других работ.

Основной рабочий орган этих машин — отвал с режущими ножами, расположенный между передними и задними колесами при удлиненной базе, что обеспечивает значительно большую точность планирования по сравнению с бульдозером.

Грейдеры работают на прицепе к гусеничным тракторам мощностью 54 и 100 л. с; Они имеют отвал размерами 3040x500 и 3660X505 мм и в зависимости от этого делятся на тяжелые и легкие.

Управление всеми механизмами ручное, с помощью штурвалов и рукояток с площадки грейдериста. На грейдере кроме тракториста всегда занят второй рабочий — грейдерист, что вдвое снижает показатели машины по выработке. Однако буксировка грейдера гусеничным трактором позволяет использовать его в таких грунтовых и дорожных условиях, когда самоходный грейдер (автогрейдер) не может быть применен из-за буксования его колес.

Автогрейдеры являются самоходными машинами и различаются по общему весу машины и мощности установленного двигателя. Для придания автогрейдерам большей универсальности их оснащают дополнительным съемным оборудованием: кирковщиком, удлинителями отвала, откосниками, бульдозерным отвалом, снегоочистителем и др.

Автогрейдеры обычно изготовляются с механическим или гидравлическим управлением рабочими органами.

Автогрейдер, изображенный на 190, имеет три колесные оси, на которые опирается основная рама 7. На задней части рамы установлен двигатель. Отвал 9. автогрейдера монтируется на поворотном круге 8 и может поворачиваться на 360°, благодаря чему автогрейдер, не разворачиваясь, проходит по своему следу обратно, повернув только отвал с ножом в требуемое положение.

Варьировать скорости и тяговое усилие можно, изменяя соотношение между числом оборотов вала двигателя и ведущими колесами. Для этого служат коробки передач, мультипликатор и ходоуменьшитель. Коробка передач создает четыре скорости, мультипликатор позволяет их удвоить.

Все шесть колес, установленных на унифицированных мостах, — ведущие; шины позволяют регулировать давление в них на ходу.

При профилировании автогрейдером дорожного полотна последнее возводится из грунта, вынутого из боковых кюветов. Перемещение грунта из кюветов осуществляется последовательными проходами автогрейдера по каждой стороне дороги. При этом отвал должен быть вынесен в сторону, наклонен под углом откоса и повернут в плане на некоторый угол, с тем чтобы вырезаемый грунт перемещался к оси дороги, образуя вдоль нее валик. После нескольких проходов с вырезкой грунта разравнивают валик. При планировочных работах отвал устанавливается горизонтально.

Автогрейдеры согласно ГОСТ 9420—60 разделяются на легкие, мощностью 63—75 л. с, применяемые для мелкого ремонта грунтовых дорог; средние, мощностью до 100 л. с, применяемые при ремонте и строительстве дорог с грунтами до III группы включительно; тяжелые мощностью 160—180 л. с, предназначенные для больших объёмов работ и тяжелых грунтовых условий, и особо тяжелые, мощностью 375— 430 л. с. Так как сцепной вес автогрейдера определяет его тяговые возможности, то этот параметр лег в основу разделения автогрейдеров на пять классов.

Грейдер-элеваторы предназначены дли копания немерзлых грунтов в материковом залегании на горизонтах выше уровня грунтовых вод и отсыпки его в насыпи, отвалы или в транспортные средства. Их используют для возведения насыпей из боковых резервов, образования продольных выемок, устройства каналов в полувыемках-полунасыпях и других подобных сооружений.

Грейдер-элеваторы выполняют как полуприцепные машины-орудия, агрегатиру-емые с тракторами (гусеничными или колесными) или одноосными тягачами. Реже их выполняют как сменное навесное оборудование на автогрейдере. У полуприцепных грейдер-элеваторов основная рама опирается на два пневмоколеса. У машин с большим вылетом отвального конвейера одно из колес — левое — в транспортном   положении   устанавливают симметрично со вторым колесом относительно продольной оси машины, а в рабочем положении для повышения устойчивости его отодвигают, устанавливая на специальной откидной оси. Передней частью основная рама соединена с тягачом по схеме универсального шарнира сцепным устройством 6. Рабочий орган в виде дискового плуга подвешен на кронштейне к плужной балке. Он ориентирован так, что при движении машины вперед вырезает из грунта стружку с поперечным сечением в форме эллиптического сегмента. Отделенный от массива грунт, поднявшись по внутренней сферической поверхности плуга, отваливается на ленточный конвейер, расположенный поперек основной рамы, которым он отсыпается в насыпь, отвал или транспортное средство. В зависимости от прочности разрабатываемых грунтов глубину стружки регулируют подъемом-опусканием плужной рамы с помощью гидроцилиндра. Угол наклона ленточного конвейера и, следовательно, высоту подъема грунта для разгрузки регулируют гидроцилиндром. Для перемещения грунта на большие расстояния ленточный конвейер наращивают вставками. Гидравлические цилиндры питаются рабочей жидкостью от насосной установки, расположенной на тягаче или на грейдер-элеваторе. В первом случае она приводится в движение от двигателя тягача, а во втором — от собственного двигателя, управляемого дистанционно из кабины машиниста тягача.

Рабочий процесс грейдер-элеватора состоит из последовательных проходов машины по отрабатываемому участку с разворотами в конце последнего. Для снижения непроизводительных затрат времени на поворотные движения грейдер-элеваторы целесообразно применять на участках протяженностью 200...500 м и более. Некоторые модели грейдер-элеваторов позволяют работать челночным способом после установки рабочего органа в требуемое положение на концах участка.