3. Основные типы территориальных структур регионов
Регион – это часть территории государства, выделившаяся в процессе общественного разделения труда, с характерной специализацией, специфическими чертами воспроизводственного процесса, наличием органов власти, обеспечивающих решение задач регионального развития.
Каждый регион имеет совокупность взаимосвязанных между собой признаков, присущих только этой территории, которая отличает её от других регионов.
Признаки региона:
- общность истории развития экономической, иногда и политической;
- особенности экономического потенциала, выражающиеся в характерной специализации хозяйства;
- социальная, демографическая, национальная, религиозная структура населения, проявляющая свои особенности в формировании особого регионального психотипа (ментальности) населения.
- наличие общих проблем и задач.
Теория и практика региональных исследований выделяет различные типы региональных образований.
В зарубежной практике региональных исследований наибольшее распространение получила типология регионов, предложенная французским исследователем А. Фремоном. В основе типологии А. Фремона – анализ производственных отношений, территориальных организаций производства и социально-экономических последствий, генерируемых на определенной территории (рис. 1); в соответствии с этим критериями были выделены:
- слабые регионы, в пределах которых преобладает сельскохозяйственное производство, характеризующееся низким уровнем развития технологий и столь же слабой организацией производства. В пределах этих регионов отношения в системе «общество-территория» носят эпизодический характер, поселения малочисленны и рассеяны по территории, использование природных ресурсов незначительно;
- зрелые (закрепившиеся) регионы, в пределах которых сельское хозяйство использует прогрессивные технологии и служаут базой для экономической организации общества;
- динамичные регионы, которые предоставляют собой сложные, хорошо развитые территориально-экономические комплексы с мощными внутренними и внешними связями.
В 1916 году итальянский исследователь О. Маринелли выделил три основных типа регионов: элементарные, сложные, интегральные.
В 1920 году Г. Ришери, взяв за основу типологию О. Маринелли, дополнил её с учётом антропогенных факторов регионального развития и выделил:
Рис. 1. Типология регионов (по А. Фремону)
- элементарные регионы – территории, развитие которых осуществляется под воздействием одного фактора;
- сложные регионы – территории, развитие которых осуществляется под воздействием двух и более факторов;
- интегрированные регионы – территории, развитие которых происходит под влиянием природных и антропогенных факторов;
Кроме того, итальянская экономическая школа использует типологию Ли Донни, основанную на учёте площади региона, в соответствии с которой выделяют:
- мегарегионы – отождествляемые с наднациональными пространствами континентального и субконтинентального типов;
- макрорегионы – субнациональные пространства, - включающие различные административно-территориальные единицы;
- большие регионы – которые идентичны административно-территориальным единицам государств;
- микрорегионы – пространства, равные городским агломерациям с их зоной влияния.
Согласно Концепции государственной региональной политики Украины, в качестве объектов регионального анализа выступают области, АР Крым, города Киев и Севастополь.
В целом, систематизация подходов к типологии регионов в отечественных региональных исследованиях представлена в таблице 2.
Типология регионов (отечественный опыт)
№ | Критерии типологии | Типы регионов | Примеры |
1.
| По географическому признаку | Приморские | Запорожская область |
Приграничные | Волынская область | ||
Внутренние | Кировоградская область | ||
2. | По уровню урбанизации | Высокоурбанизированные | Луганская область |
Регионы со средним уровнем урбанизации | Одесская область | ||
Руральные | Тернопольская область | ||
3. | По отраслевой специализации | Моноотраслевые | г. Шостка (Сумская область) |
Многоотраслевые | г. Кривой Рог (Днепропетровская область) | ||
4. | По времени хозяйственного освоения | Старопромышленные | Донецкая область |
Вторичного освоения | Ивано-Франковская область | ||
Нового освоения | Иркутская область (Россия) | ||
5. | По преобладающему типу хозяйствования | Индустриальные | Донецкая область |
Индустриально-аграрные | Черкасская область | ||
Аграрные | Кировоградская область | ||
6. | По уровню финансовой обеспеченности | Регионы-доноры | Днепропетровская область |
Депрессивные регионы | Херсонская область | ||
7. | По выполняемым функциям | Столичные | г. Киев, г. Париж (Франция) |
Рекреационные | Закарпатская обл. |
На локальном и региональном уровнях решающую роль играют природные и социально-экономические элементы территориальной организации, на национальном - социально-экономические, на глобальном - политические и экономические. Ведущую роль в ТОО локального и регионального уровня играют непосредственные связи, а на национальном и глобальном уровнях - опосредованные.
Территориальная организация общества характеризуется территориальной структурой (ТС). Рассмотрим несколько наиболее характерных типов ТС, представленных на рисунке 1.
Моноцентрический, или моноядерный радиально-кольцевой тип (рис. 1 а).
Моноцентрический тип ТС формируется вокруг больших городов. Для него характерно наличие одного главного, сильно выраженного центра. Центры-спутники тяготеют к главному и их радиальные связи являются наиболее интенсивными. Связи большей части экономических центров между собой осуществляются через центр. Для ТС такого типа характерна большая неравномерность развития центральных и периферийных объектов и территорий и растущая перенасыщенность - демографическая, инфраструктурная, экономическая, экологическая - центрального ядра. Классическим примером такого типа территориальной структуры является равнинная часть Львовской области, где мощным ядром расселения и коммуникаций служит г. Львов.
Полицентрический (многоядерный) регулярно-линейный тип ТС (рис. 2. Полицентрический регулярно-линейный тип территориальной структуры характерен для освоенных территорий, где размещены многочисленные экономические центры. В этом случае отсутствует очевидная «столица» региона. Транспортная сеть объединяет главные центры своеобразной «решеткой» магистралей. Главные центры имеют свои спутники - поселения более низких рангов, а главные магистрали - многочисленные ответвления. Такой тип ТС характерен для регионов Правобережной Украины - Подолья и Полесья. Полицентрический регулярно-линейный тип территориальной структуры характерен для освоенных территорий, где размещены многочисленные экономические центры. В этом случае отсутствует очевидная «столица» региона. Транспортная сеть объединяет главные центры своеобразной «решеткой» магистралей. Главные центры имеют свои спутники - поселения более низких рангов, а главные магистрали - многочисленные ответвления. Такой тип ТС характерен для регионов Правобережной Украины - Подолья и Полесья.
3. Полиценрический (многоядерный) линейно-узловой тип ТС (рис. 2 в).
Полицентрический линейно-узловой тип ТС характерен для регионов, которые имеют хорошо развитую транспортную сеть - железнодорожную магистраль или автостраду, судоходную реку. В Украине ТС такого типа сформировались вдоль Днепра, в Прикарпатье.
Полицентрический (многоядерный) приморско-фасадный тип ТС (рис. 2 г).
Полицентрический приморско-фасадный тип формируется вдоль густонаселенных морских и океанических побережий. Основные экономические центры - морские порты, размещены линейно вдоль береговой линии. От них в глубь суши идут транспортные магистрали, которые обслуживают все порты. К портам примыкают так называемые «хинтер-ланды», территории, хозяйственная деятельность которых тесно связана с морем и портами. Территории, отдаленные от побережья, формируют периферийную (окраинную) полосу. Хозяйство периферийных территорий также связано с морем, но уровень интенсивности значительно ниже, чем в приморской или переходной зонах. Приморско-фасадный тип ТС характерен для приморских регионов Украины - Причерноморского и Приазовского.
Полицентрический (многоядерный) бассейновый тип ТС (рис. 2 д).
Полицентрический бассейновый тип территориальной структуры характерен для регионов, имеющих значительные запасы полезных ископаемых и развитую горнодобывающую промышленность. Многочисленные поселения возникают в местах добычи сырья и топлива. Со временем соседние поселения сливаются и образовываются города и городские агломерации. Около основных экономических центров возникают центры-спутники второго, третьего и т.д. порядков, связанные с меньшими месторождениями. Транспортная сеть связывает мелкие центры о средними, средние - с большими. ТС такого типа характерна для Донбасса, Прикарпатья (Калуш, Стебник) и др.
Моноядерный линейно-очаговый тип (рис. 2 е).
Моноядерный линейно-очаговый тип ТС формируется в районах начального (пионерного) хозяйственного освоения. Учитывая, что вся территория Украины имеет достаточно высокий уровень хозяйственного освоения, данный тип ТС встречается фрагментарно в местах новых нефтяных и газовых промыслов.
Процесс развития территориальной структуры хозяйства региона идет непрерывно. Он проявляется как в изменении границ, форм, структур сложившихся территориальных хозяйственных и административно-хозяйственных образований, так и в зарождении новых.
Степень развития, местоположение, формы и связи социально-экономических объектов в регионе, использование его природных и социально-экономических ресурсов определяются интересами собственников предприятий данного региона и страны в целом. Процесс территориальной структуризации хозяйства некоего региона проходит в непрерывной связи с аналогичным процессом в тех территориальных образованиях, частью которых он является.
С развитием науки и техники, открытием месторождений полезных ископаемых, постройкой транспортных артерий и т.д. изменяются условия строительства и функционирования социально-экономических объектов, жизни населения, протекания природных процессов. Каждое новое состояние отдельных явлений экономической действительности влечет за собой новые связи, тенденции в развитии других явлений этой действительности, реализация которых со своей стороны может дать другие связи, тенденции и т.д. Новые возможности возникают не беспричинно, а как результат новых состояний действительности. Все это свидетельствует об итеративности процесса нахождения лучшего варианта территориальной структуры хозяйства региона и неустойчивости его структурного оптимума в каждый момент времени.
Отмеченные выше процессы, а также сложившееся многоуровневое регулирование их говорит нам о системной организации хозяйства на территории конкретного региона. Кажущаяся автономность управления отдельными объектами является всегда относительной.
Все воспроизводственные связи тесно переплетаются между собой, что требует согласования решений, принимаемых центральными и территориальными органами исполнительной и законодательной власти. На каждом уровне территориальной структуры хозяйства решается свой круг задач, но с обязательным учетом результатов решения экологических, социальных и экономических задач соседних уровней. Результаты решения задач на верхнем (предыдущем) уровне территориальной структуры определяют направление хозяйственного развития регионов рангом ниже, в то же время учет реальных возможностей этих установок в регионах рангом ниже позволяет уточнить результаты решения задач верхнего уровня, территориальное распределение производственных задач и ресурсов. При переходе от регионов высших рангов к низшим конкретизируются условия функционирования хозяйства. Постепенно переходя от уровня к уровню, осуществляется увязка результатов решения задачи развития производительных сил на всех уровнях их территориальной организации.
Рис. 3. Основные типы территориальных структур регионов
3. Опорный каркас регионов
Учение об опорном каркасе территории в региональной экономике сформировалось в XX веке на основе идей В. Кристаллера и А. Лёша, занимавшихся исследованием пространственных закономерностей размещения объектов экономической сферы. Впоследствии эту теорию развил Г. М. Лаппо, согласно мнению которого опорный каркас территории - целостная система двух составляющих ее элементов (линий и узлов), тесно взаимосвязанных в своем развитии и функционировании. Опорный каркас региона выступает результатом географического разделения труда и отражает особенности территориальной структуризации экономики регионов.
Объединение узлов и линий экономических связей в пределах региона формирует своеобразный каркас территории, который предопределяет тот или иной тип расселения и хозяйствования и, соответственно, территориальную структуру экономики региона. По общей насыщенности экономическими центрами и линиями связи регион может быть более или менее освоенным, по иерархии экономических центров - моноцентрическим или полицентрическим. Притом, линейные элементы опорного каркаса территории региона - транспортные магистрали, соединяющие экономически разнородные территории, проявляют себя тем сильнее, чем резче выражены особенности пространства, определяющие их местоположение.
На рис. 3. представлены основные типы территориальной структуры хозяйства регионов, выделенные по характерным соотношениям разнопорядковых экономических центров и линий связи, среди которых:
- моноцентрический радиально-кольцевой тип (рис. 3, а), который характерен преимущественно для столичных регионов. Линии экономических связей данного типа имеют радиальный характер, направлены к центру и отличаются насыщенными грузо-и пассажиропотоками. Размещение экономических центров второго и третьего порядка вокруг ядра (центра) осуществляется на определенном расстоянии, имеет вид своеобразных колец разнопорядковых городов-спутников. Кольцевые линии связи характеризуются меньшей интенсивностью. Этот тип опорного каркаса способствует возникновению проблем социально-экономического и экологического характера;
- полицентрический решетчатый тип опорного каркаса (рис. 3, б) характерен для хорошо освоенных и плотно населенных регионов, в которых главный экономический центр несколько превосходит другие экономические центры. Этот тип территориальной структуры не вызывает катастрофической концентрации населения и хозяйства в регионе и способствует более равномерному хозяйственному освоению;
- полицентрический линейный тип (рис. 3, в) характерен для регионов, в пределах которых имеется мощная экономическая ось транспортного или географического характера. Экономическая активность региона с таким типом территориальной структуры проявляется вдоль этой оси (например, размещение экономических центров в долине реки Днепр);
полицентрический фасадный тип опорного каркаса характерен для приморских регионов (рис.3, г). Главные экономические центры - портовые и курортные города -размещаются вдоль морского побережья. Вокруг них формируются хинтерланды (зоны экономического тяготения). Транспортные магистрали, идущие в глубь территории региона, имеют мощные грузо- и пассажиропотоки. Магистрали поперечной ориентации менее загружены и, соответственно, менее мощные;
полицентрический бассейновый тип опорного каркаса характерен для регионов горнодобывающей специализации (рис. 3, д). Экономические центры в пределах регионов с каркасом данного типа (Донбасс, Криворожье, Стебник) формируются бессистемно, оказывая существенное воздействие на окружающую природную среду;
очаговый тип наблюдается в районах пионерного освоения и отличается локализацией экономической жизни региона в местах разработки минерального сырья, заготовки леса, очагового земледелия (например, регионы Восточной Сибири Российской Федерации).
В реальности такая дифференциация территориальной структуры экономики регионов весьма относительна, и возможно наличие смешанных вариантов опорных каркасов, имеющих одновременно признаки нескольких вышеуказанных типов.
Таким образом, изучив данную, тему можно сделать вывод в виде логико-графической модели эколого-экономической системы регионов.
- Введение
- Цели и задачи изучения учебной дисциплины
- II. Междисциплинарные связи
- Содержание курса
- Тема 1. Предмет, метод и задачи дисциплины.
- Тема 2. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил и формирования экономики регионов.
- Тема 3. Экономическое районирование и территориальная организация хозяйства.
- Тема 4. Регион в системе территориального разделения труда.
- Тема 5. Сущность, цель и задачи региональной экономической политики. Механизм реализации региональной экономической политики.
- Тема 6. Природно - ресурсный потенциал Украины.
- Тема 7. Трудоресурсный потенциал Украины
- Тема 8. Хозяйственный комплекс Украины, его структура и трансформация в рыночных условиях.
- Тема 9. Межотраслевые хозяйственные комплексы и региональные особенности их развития и размещения.
- Тема 9.1. Топливно-энеpгетический комплекс (тэк)
- Тема 9.2. Металлургический комплекс.
- Тема 9.3. Машиностроительный комплекс.
- Тема 9.4. Химический комплекс.
- Тема 9.5 Лесопромышленный комплекс
- Тема 9.6. Агpопpомышленный комплекс (апк)
- Тема 9.7. Транспортный комплекс и связь
- Тема 10. Экономика Украины как общность региональных социально-экономических систем. Экономика регионов Украины: состояние и перспективы развития.
- Тема 11. Международные экономические связи Украины и её интеграция в европейские и другие мировые структуры.
- Тема 12. Факторы устойчивого развития производительных сил
- Тестовые задания.
- Тема 3. Экономическое районирование и территориальная организация хозяйства
- 1. Экономическое районирование как научный переход территориальной организации хозяйства.
- 2. Современное мезорайонирование Украины. Территориальная организация хозяйства.
- 3. Диспропорция в территориальной организации национальной экономики.
- Экономические районы Украины
- Вопросы для самопроверки
- Примерные темы рефератов
- Тема 4. Регион в системе территориального разделения труда
- 1. Понятие региона и основные признаки регионов.
- 2. Основные положения функционирования региональной политики.
- 3. Основные типы территориальных структур регионов
- Тема 5. Сущность, цель и задачи региональной экономической политики
- 1. Сущность государственной региональной экономической политики и ее основные направления.
- 3. Основные составляющие механизма реализации региональной экономической политики.
- Вопросы для самопроверки
- Примерные темы рефератов
- Тема 6. Природно-ресурсный потенциал Украины
- 1. Природно-ресурсный потенциал и его структура.
- 2. Место Украины в мировых сырьевых и топливно-энергетических ресурсах, степень обеспечения собственных потребностей.
- 3. Экономическая оценка сырьевой и топливной баз.
- Вопросы для самопроверки
- Примерные темы рефератов
- Тема 7. Трудоресурсный потенциал Украины
- 1. Население Украины и его роль в развитии территориальной организации хозяйства.
- 2. Миграция населения и ее виды: региональные особенности и отличия.
- 3. Трудовые ресурсы Украины.
- Вопросы для самопроверки
- Примерные темы рефератов
- Население и трудовые ресурсы
- Тема 8. Хозяйственный комплекс Украины, его структура и трансформация в рыночных условиях.
- 1. Понятие народнохозяйственного комплекса.
- 2. Основные показатели, характеризующие экономику страны. Место Украины среди стран мира по уровню экономического развития.
- 3. Структура хозяйственного комплекса Украины.
- Вопросы для самопроверки
- Примерные темы рефератов
- Тема 9. Межотраслевые хозяйственные комплексы. Топливно-энеpгетический комплекс (тэк).
- 1. Роль топливно-энергетического комплекса в народном хозяйстве и его структура.
- 2. Размещение отраслей топливной промышленности. Оптимизация топливного баланса на современном этапе и в дальнейшей перспективе.
- 3. Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в народном хозяйстве.
- Вопросы для самопроверки
- Примерные темы рефератов
- 1. Место металлургического комплекса в экономике Украины и его структура.
- 2. Черная металлургия. Условия, факторы и принципы размещения предприятий черной металлургии.
- 3. Отраслевая структура цветной металлургии. Современное состояние цветной металлургии.
- Вопросы для самопроверки
- Примерные темы рефератов
- Тема 9.3 Машиностроительный комплекс Украины
- 1. Роль машиностроения в народном хозяйстве.
- 2. Отраслевая структура машиностроительного комплекса.
- 3. Проблемы и перспективы развития и размещения машиностроительного комплекса.
- Тема 9.4 Химический комплекс Украины
- 1. Значение отраслей химического комплекса в народном хозяйстве.
- 2. Отраслевая структура химической промышленности.
- 3. Проблемы и перспективы развития и размещения химической промышленности.
- Примерные темы рефератов
- Тема 9.5 Лесопромышленный комплекс.
- 1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Отраслевая структура.
- 2. Экономическая оценка лесных ресурсов
- 3. Современная отраслевая и территориальная структура легкой промышленности Украины.
- Тема 9.6 Агpопpомышленный комплекс (апк)
- 1. Значение агропромышленного комплекса в народном хозяйстве.
- 2. Отраслевая и территориальная структура сельского хозяйства Украины.
- 3. Основные проблемы и дальнейшие проблемы развития апк Украины.
- Вопросы для самопроверки.
- Тема 9.7 Транспортный комплекс
- 1. Значение транспортного комплекса в народном хозяйстве.
- 2. Отраслевая структура транспорта Украины. Современное состояние.
- 3. Основные проблемы дальнейшей перспективы развития транспортного комплекса.
- Тема 10 Экономика Украины как общность региональных социально-экономических систем. Экономика регионов Украины: состояние и перспективы развития.
- 1. Территориально-производственные комплексы и их роль в развитии экономики регионов.
- 2. Экономика регионов – звено единого хозяйственного комплекса Украины.
- 3. Структура социально – экономической системы региона.
- Тема 11. Международные экономические связи Украины
- 1. Внешнеэкономическое сотрудничество Украины.
- 2. Внешняя торговля: структура, тенденции развития.
- 3. Проблемы иностранного инвестирования и создания свободных экономических зон в Украине.
- Тема 12. Факторы устойчивого развития производительных сил.
- 1. Концепция устойчивого развития. Основные принципы положения и задачи.
- 2. Альтернативные источники энергии.
- 3. Изменения в отраслевой и территориальной структуре хозяйства под влиянием социальной переориентации экономики и технического процесса.
- Вопросы для самопроверки.
- Вариант I
- Вариант II
- Вариант III
- Вариант IV
- Вариант V
- Вариант VI
- 12. Центры на Украине:
- 13. Что такое:
- Вариант VII
- Вариант VIII
- Вариант IX
- Один из главных отраслевых подкомплексов в апк Украины ....
- Первое место по грузообороту среди отдельных видов транспорта в Украине (1993 г.) занимает ....
- Заключение
- Вопросы для подготовки к экзамену.
- Содержание