logo search
Дрючин ЭМ

5.9.1.1 Отечественная классификация моторных масел

Отечественные моторные масла классифицированы ГОСТ 17479.1 – 85. Этот стандарт подразделяет масла на классы по вязкости и на группы по назначению и уровням эксплуатационных свойств. Стандартная марка масла сообщает потребителю эти сведения в виде следующих условных обозначений: буква М (моторное), цифра или дробь указывает классы вязкости (дробь для всесезонных масел), одна или две из первых шести букв алфавита, означают уровень эксплуатационных свойств и область применения масла. Универсальные масла обозначают буквой без индекса или двумя разными буквами с разными индексами. Масла для бензиновых двигателей имеют индекс 1, дизельные масла – индекс 2. Классы вязкости, установленные ГОСТ 17479.1 – 85, представлены в таблице 5.2, а группы по назначению и эксплуатационным свойствам в таблице 5.3. Так, например, марка М – 6З/10В указывает, что это моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей, а М – 8Г2 и М – 10Г2, - это дизельные сезонные масла для дизелей без наддува или с умеренным наддувом, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений. В некоторых марках масел встречаются дополнительные буквенные обозначения (М – 10 Г2К). Такие дополнения вводят, чтобы выделить масло, относящееся формально к одной и той же группе, но содержащее различные присадки и допущенные к применению в разных объектах техники.

Таблица 5.2 – Классы вязкости моторных масел

Класс вязкости

Кинематическая вязкость, мм2/с при температуре:

100 0С

минус 18 0С

Не менее 3,8

1250

Не менее 4,1

2600

Не менее 5,6

6000

Не менее 5,6

10400

6

свыше 5,6 до 7,0 включительно

-

8

свыше 7,0 до 9,3 включительно

-

10

свыше 9,3 до 11,5 включительно

-

12

свыше 11,5 до 12,5 включительно

-

14

свыше 12,5 до 14,5 включительно

-

16

свыше 14,5 до 16,3 включительно

-

20

свыше 16,3 до 21,9 включительно

-

24

свыше 21,9 до 26,1 включительно

-

33/8

свыше 7,0 до 9,3 включительно

1250

43/6

свыше 5,6 до 7,0 включительно

2600

43/8

свыше 7,0 до 9,3 включительно

2600

43/10

свыше 9,3 до 11,5 включительно

2600

53/10

свыше 9,3 до 11,5 включительно

6000

53/12

свыше 11,5 до 12,5 включительно

6000

53/14

свыше 12,5 до 14,5 включительно

6000

63/10

свыше 9,3 до 11,5 включительно

10400

63/14

свыше 12,5 до 14,5 включительно

10400

63/16

свыше 14,5 до 16,3 включительно

10400

Соответствие того или иного масла группе, обозначенной в его маркировке, проверяется классификационными моторными испытаниями, которые повторяются каждые два года для проверки качества продукции.

Моторными испытаниями согласно требованиям ГОСТ 17479.1 – 85 проверяют следующие свойства масел: антиокислительные, антикоррозионные, моюще-диспергирующие при высоких рабочих температурах, противоизносные, склонность к образованию отложений при низких температурах. Моюще-диспергирующие свойства универсальных масел проверяют испытанием в бензиновом двигателе и в дизеле.

Таблица 5.3 – Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам

Группа масла по эксплуатационным свойствам

Рекомендуемая область применения

А

Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели

Б

Б1

Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников

Б2

Малофорсированные двигатели

В

В1

Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию всех видов отложений

В2

Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозийным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений

Г

Г1

Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжёлых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению

Г2

Высокофорсированные дизели, без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений

Д

Д1

Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжёлых чем для масел группы Г1

Д2

Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжёлых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений

Е

Е1

Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжёлых, чем для масел групп Д1 и Д2

Е2

Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами